Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 октября 2012 г. 13:54

291

5

Карл Густав Юнг неоднократно называл миф о Святом Граале величайшим мифом Средневековья.
Отец аналитической психологии несомненно прав, но с одним существенным дополнением. Артурианский цикл уже давно переместился из области мифологической в область архетипическую, став основой западного мышления. В отличие от восточного, западное мышление экстравертно (направлено вовне), т.е. результат достигается путем внешних достижений. Но человеку необходимо не просто куда-то двигаться, а желательно иметь при этом еще какую-то цель. Артурианский цикл не только такую цель сформировал, но и оправдал последующую колониальную экспансию Европы. Центральная его идея – имеется группа цивилизованных народов (стран), которые должны нести свет просвещения остальному миру. А кто не согласен с этим, тот быстро попадает в разряд орков, которым требуется усмирение и приобщение. (См. наглядную иллюстрацию данного тезиса во «Властелине колец» Толкина).
***
Книга Антона Платова – прекрасный дайджест артурианского цикла – на 200 страницах небольшого формата систематизирующий все известные сведения о нем. Причем, автор приводит не только христианскую интерпретацию, где Грааль – это чудодейственная чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа, но и исследует кельтские корни легенды. У кельтов Чаше соответствует Котел перерождения, который также может не только исцелять душевные и физические раны, но и преображать человека его узрившего.
***
Главный принцип движения к Граалю или Котлу хорошо знаком по русским народным сказкам: Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Он то и делает главным в квесте не карту, подсказки, знания, а магическое чутье идущего. Иначе вряд ли может быть, т.к. по многочисленным намекам можно понять, что Замок о Четырех Башнях, где и хранится заветный артефакт, находится в Ином мире. Но путнику мало найти Замок, надо еще пройти по Мосту Лезвия и сразиться с Хранителем Пути.
В развитых, сформировавшихся мифологиях не бывает прямых сюжетных линий: дошел – победил – получил. Это удел редуцированных сказочных вариантов. Поэтому не стоит удивляться, что Хранитель оказывается зеркальным отражением Идущего, а поединок с ним превращается в битву с самим собой. И только через смерть в этой битве можно достигнуть вожделенных Чаши-Котла, чтобы возродиться и переродиться вновь.

Интересная книга. Рекомендую.

Ветка комментариев


Спасибо, уже загрузила:)


Извините, а как вы набрели на эту рецензию?


обычно помню - а тут просто даже не знаю как:)