Больше рецензий

14 марта 2021 г. 17:56

1K

5 Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать

Думаю, я только после второго раза понял насколько глубокое произведение с точки зрения философской и эмоциональной мне попалось. Я читал его после «Игры в бисер», где Гессе практически разжевывал базовые постулаты его философии и тебе оставалось только проглотить идеально обрисованную мысль, и мне было тяжеловато понять, а о чем же «Степной волк»? Тяжеловато потому что, как хорошее творчество такого объема, «Степной волк» содержит множество намеков, оттенков и отсылок, а у меня не хватало собственного кругозора и внимательности даже увидеть это все, не говоря о том, чтобы подумать на соответствующие темы.
Потом стало как-то полегче) Получилось увидеть основную проблему единства и борьбы жизни духовной (одержимости богом) и жизни материальной (одержимости удовольствием), добавилась проблема мещанства (как чего-то среднего между этими двумя полюсами). Гарри Галлер, по существу, это мыслящий человек, который живет мещанской жизнью с полным пониманием ее трагедии, неяркости. Ему жаль своего «сегодня», которое «не приносит ему ни подарков, ни потрясений». Ну и как тут было удержаться от собственной ассоциации себя с ним? В определенный моменты ты поневоле задумываешься: правильно ли идти с собой и с миром на компромиссы? не значит ли это, что ты попросту растрачиваешь свою жизнь, отказываясь проживать ее ярко? Разумеется, книга не дает ответов на эти вопросы, т.к. вряд ли они вообще есть.
Все живое уже виновно и многообразно и, может быть, стремление к полюсам жизни есть стремление к ее простоте, как бы парадоксально это ни звучало рядом с идеей о том, что мещанин «ценой полноты жизни добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения удовольствие, вместо свободы удобство, вместо смертельного зноя приятную температуру». Но одновременно с этим, радикальные идеи всегда легки, поскольку не терпят критического к себе отношения. Также и полюса жизни не требуют от тебя мещанских забот и потому эту самую жизнь тебе и «облегчают», предоставляя взамен «вечное мучительное движение и волнение». (прим. Не исключаю, что все эти проблемы самоопределения существуют в голове далеко не у каждого и основная причина им одиночество и отсутствие занятия; ведь, как известно, было бы у Анны Карениной две коровы, за которыми нужны было ухаживать, - она бы не бросилась под поезд). Ощущение такое, что именно эта проблема тяготит Гарри, он понимает, что не сможет уйти от внутреннего конфликта став праведником, мещанином или ударившись в порок; оттого Гарри старается стоять где-то в стороне от всего этого. Логично, что в этой «отдельной от жизни комнате» зарождается мысль о самоубийстве.
Вместе с тем, Гессе так милосерден, что не оставляет Гарри в этой трагедии, порожденной «излишней» рефлексией. Он говорит ему, что «нужно научиться смеяться», он дает (точнее вновь показывает) ему Моцарта, дает ему Гермину, Пабло, танцы, джаз. О Гермине хочется пару слов написать отдельно (поскольку я до сих пор не понимаю кто такой Пабло). Я все гадал и гадал кто же она такая и пришел к выводу, что это воплощение детства Гарри. Такого беспечного, чувственного, легкого детства, не отягощенного всеми этими «взрослыми» измышлениями. И как будто логично, что, только расставшись с детством, ты можешь разыгрывать свои жизненные партии снова и снова, снова распадаться на части и снова собираться как тебе хочется, и учиться и учиться «смеяться».