Больше рецензий

13 марта 2021 г. 14:28

377

4 ухудшение человека

«Как появилась бесконечность? Если мы знаем заранее, что ответить на этот вопрос невозможно, бессмысленно его задавать. А если ответ всё-таки существует, то он будет таким, какой наш мозг не в состоянии воспринять. Например, нельзя заниматься математикой с помощью желудка или почек, сколько их не напрягай. Какой-то ответ существует, но, возможно, само слово «ответ» в данном случае не подходит. Как ответить на то, что произошло в Европе? Это невозможно.»
«История тоже торопится. По-видимому, ей надо готовиться к третьей мировой войне…»
«Природа сохраняет нейтралитет. То же солнце светило над Освенцимом, Майданеком, Треблинкой и Штутгофом. Тот же ветер уносил дым из печей, в которых сжигали евреев.»
Роман «Враги. История любви» Исаак Бешевич Зингер опубликовал на идише в газете «Форвертс» в 1966 году. Время, описываемое в романе – это примерно период в один год, начиная с апреля 1947 года, со сквозной темой воспоминаний героев о второй мировой войне.
Главных героев здесь четыре – Герман Бродер и три его женщины: Тамара, Ядвига и Маша.
Герман, еврей из польского Цевкува, эмигрировал в США после того, как в войну потерял всех близких (жену и детей расстреляли). Герману, можно сказать, повезло. Его прятала на сеновале около 3 лет крестьянская девушка Ядвига, подвергая свою семью риску. Вот этот сеновал, на котором Герман спасал свою жизнь, и станет определяющим всех его поступков. Сеновал – это то место, маленькое и неудобное, сомнительной надёжности, но всё же спасшее его, в то время как 6 миллионов евреев поглотила Катастрофа. Женившись на Ядвиге, Герман покидает Европу, место, «где маленьких детей отбирают у родителей и расстреливают» и селится в съемном жилье в Бруклине. Жена его Ядвига неграмотна, а Герман Бродер в своё время окончил Краковский университет; «с детских лет размышлял о религии и философии, проштудировал все философские труды из книжного шкафа своего отца», бедствовал, чтобы иметь возможность учиться там, где ему хотелось, женился первый раз против воли родителей на Тамаре – «и всё это во имя культуры, науки, гуманизма». И вот такой человек не смог найти себе место в стране возможностей – Америке. Занимаясь написанием текстов /книг, статей/ для рабби Лемперта, считал свою работу никчемной и нелепой. «А с кем же он, Герман, мог себя идентифицировать? Невзирая на все грехи и ложь, он тоже жертва. Он не живёт, а крадётся тайком по этой жизни, не получает наслаждения, а лишь ворует кусочки, подбирает крошки мироздания».
О чём идёт речь? Почему человек, пусть и надломленный страхом и ужасом войны, потеряй близких, считает себя грешником и лжецом? Да потому что Герман Бродер за короткий период времени умудрился быть женатым на трёх женщинах одновременно.
Их всех пометила клеймом Катастрофа:
Тамара Бродер, на глазах которой убили двух её, общих с Германом, детей, и чудом выжившая под грудой мёртвых тел, пройдя советский лагерь, считает себя давно мёртвой /на самом деле - самый светлый персонаж для меня в книге/, тем не менее сохранила во всей этой вселенской грязи Чистоту;
Маша Блох, которая была в концлагере, навсегда пропитана ядом ужаса и бесчеловечности, она не может спать - «голова мелет, как мельница». / «Я ложусь и вспоминаю о боли, о диких выходках, о вырождении человека, А когда засыпаю, то оказываюсь рядом с ними. Они тащат меня, бьют, преследуют. Нацисты набрасываются со всех сторон, как собаки на зайца. Кто-нибудь уже умирал от кошмаров? Сны сведут меня в могилу»/.
Ядвига, прислуга в доме родителей Германа, неграмотная и простая, относится к Бродеру как к ребенку, которого он не хочет с ней заводить. Герман обманывает её, живя на два дома.
Ситуация любовного треугольника водевильная и трагичная, потому что за ней стоят чувства людей, которые оставшись живы, медленно умирают, осознавая весь трагизм своего народа, «избранного народа».
Научились ли люди на таком несчастье? Тамара роняет: «Абсолютно ничему. Я бы, наверное, тоже не изменилась, если бы не увидела, что сделали с нашими детьми. Это был такой удар, от которого мне уже не оправиться. Меня утешали, мол, время лечит. Но происходит ровно наоборот: со временем раны становятся глубже, они гноятся».
Роман понравился мне не сюжетом, не стилем, а возможностью ещё раз задать вопрос: «Как ответить на то, что произошло в Европе?» и поставить следующий: «Как такое предотвратить впредь?»