Больше рецензий

28 сентября 2012 г. 11:31

420

2

Наверное, я неправильно оценила эту книгу на две звезды, возможно, стиль Августина заслужил большего, но я не знаю, как иначе выразить мое неприятие этого произведения!
"Исповедь" мне посоветовал прочитать случайный знакомый в один из моих "припадков богоискательства". И благодаря этой книге "припадок" не перешел в "период".
Ища Бога - мы ищем Истину, которой готовы следовать; идеал, которому готовы подражать и поклоняться... А вдумайтесь в слова бл. Августина:
" И если кто увидит в этих словах и третий смысл и четвертый и еще какой-то, только бы истинный, почему не поверить, что все их имел в виду Моисей, которому Единый Бог дал составить священные книги так, чтобы множество людей увидело в них истину в разном облике?
Что касается меня, то я смело провозглашаю из глубины сердца: если бы я писал книгу высшей непреложности, я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна; я не вложил бы в них единой, отчетливой мысли, исключающей все другие..."
Ища истину, мы приближаемся к свету. Да, мы готовы учесть чужую позицию, признать относительность своей Правды, но хочется вместе с друзьями и даже врагами приблизиться к той единственной Истине, которая приведет всех людей к Свету. То, что предлагает Аврелий, - верх лукавства... Как бы ни был многозначен человеческий язык , но в конкретном контексте нужный порядок слов и верный выбор знаков препинания всегда могут нам обеспечить однозначно понимаемую формулировку. А вот если автор хочет запутать собеседника, если он желает иметь возможность отказаться в любой момент от смысла, оказавшегося почему-то неудобным, нежелательным, то вот такой стиль Августина дает мошеннику широкие возможности.
И когда я дочитала эту книгу, то мне стало ясно, что мой случайный знакомый, - тоже лукавый человек. Я насторожилась. А он потом много цитировал библейские притчи, играя смыслами, надеясь, что я напорюсь на нужный ему смысл... чтобы потом, если такой вариант общения окажется для меня неприемлемым, отказаться от предложенного, возмутиться, меня же упрекнуть в странных ассоциациях и излишней мнительности...
Французский культуролог Этьен Жильсон писал об "Исповеди" Августина : "Читая его, не знаешь, что он делает - доказывает бытие Божье или говорит о чувственном вожделении..."
У нормального человека, а тем более святого, должно быть предельно ясно, что и для чего он говорит, почему и зачем он что -то делает... Сам Аврелий стенает: " Повсюду со мной была моя растерзанная, окровавленная душа, и ей невтерпеж было со мной..."
И мне тошно было с таким епископом... К подобному священнослужителю на исповедь лучше не ходить - чище точно не станешь... И если раньше невинным девушкам родители запрещали читать французские романы... так, на мой взгляд, любой роман в этом смысле был бы безопасней лицемерных соблазнов такого вот "блаженного"...