Больше рецензий

28 сентября 2012 г. 09:53

1K

5

Я хочу рассказать вам о моем любимом "пророке романтизма",его символе, творчество которого стало исходной фазой этого направления. Фридрих фон Гарденберг, скрывающийся под звучным псевдонимом Новалис, примыкал к группе йенских символистов. Очень большое влияние на него оказал Фридрих Шлегель, который восторженно отзывался о Новалисе в письме к своему брату:

"Судьба дала в мои руки молодого человека, из которого можно сделать все... Изучение философии дало ему роскошную легкость в формировании красивых философских мыслей - его волнует не истина, но красота. Он очень жизнерадостен, очень мягок и примет сейчас любую форму, в которую его отольют".

Шлегель воспользовался этим и отлил Новалиса в романтическую форму.
Судьба Новалиса не может показаться завидной - до ухода из жизни в возрасте 29 лет он успел испытать горечь от утраты возлюбленной Софии фон Кюн и родных, стал певцом своей трагической любви. Несмотря на то, что через год после смерти Софии он предложил руку другой девушке, переживания стали романтической темой его произведений, он считал, что смерть величественнее жизни и достойна того, чтобы быть воспетой.
Не забуду упомянуть тот интересный факт, что роман "Генрих фон Офтердинген" был написан как ответ на роман Гете "Ученические годы Вильгельма Мейстера". Романтики сначала восприняли роман Гете как "романтическую" книгу, но когда посмотрели на него из-под призмы их романтического мироощущения, они взбунтовались, т.к. поняли, что роман на самом-то деле антиромантический. Герой Гете был разочарован в идеалах и обратился к осмысленной деятельности, проще говоря, "спустился с небес на землю". Последовала критика, а из-под пера Новалиса вышел самый "чистый" романтический роман, квинтэссенция йенского романтизма.
Генрих фон Офтердинген - полулегендарный персонаж, поэт-миннезингер (кому интересно, есть неплохая информация в "википедии", но только на немецком). Сюжет таков: вместе с матерью Генрих едет к деду в Аугсбург. Специальное уточнение, свидетельствующее о том, что фабула в романе есть (несмотря на уверения некоторых критиков о том, что роман лишен какого-либо сюжета). Но у странствия есть и иной смысл: Генрих надеется, что сможет найти голубой цветок, прекрасное видение из его сна. Голубой цветок - символ тайны мироздания, или, выражаясь модным словечком, Грааль. По пути Генрих встречается с разными людьми, от рудокопов до рыцарей-крестоносцев, и все они рассуждают о поэзии, о ее неограниченных возможностях. Весь роман - это песнь поэзии, он преисполнен символами и аллегориями. Внешние события в жизни Генриха описаны весьма скудно и скучно, но когда Новалис обращается в глубины поэтической души, роман сразу же расцветает:

"Мне сны кажутся оплотом против правильности и обыденности жизни, отдыхом для скованной фантазии; она перемешивает во сне все жизненные представления и прерывает радостной детской игрой постоянную серьезность взрослого человека. Без снов мы бы, наверное, все раньше состарились; и поэтому можно считать сон если и не непосредственным даром свыше, то все же божественной милостью, дружественным спутником на пути к Гробу Господню. Сон, который я видел сегодня ночью, наверное, не пустая случайность в моей жизни. Я чувствую, что он захватил мою душу, как большое колесо, и властно мчит ее вдаль."


Однако, подлинным поэтом в романе является Клингсор, про которого дедушка Генриха сказал, что "его знакомством и близостью ты можешь больше гордиться, чем дружбой короля". Клингсор, как говорится, рвет шаблоны: он высказывает много неромантических мыслей, говорит о том, что поэт не должен слишком отрываться от обыденной жизни, осуждает чрезмерное увлечение фантазиями. Это и есть скрытая полемика с Гете, с его материалистическим мировоззрением. Последним ударом стало то, что в конце Клингсор рассказывает сказку, а именно сказку Новалис считал высшей формой поэзии, победа над Гете-Клингсором завершена, ведь он своими же устами доказывает то, что реальная жизнь вторична по отношению с поэзией.
К сожалению, роман был не окончен (некоторые вздохнут "а вот и славно") и явление голубого цветка Генриху мы не можем наблюдать. В завершение приведу цитату Гейне, который в относился к романтикам в целом довольно скептически, но в Новалисе смог разглядеть прекрасное поэтическое начало:

Новалис видел всюду чудеса и чудеса прекрасные, он подслушал беседы растений, знал тайну каждой распускающейся розы, отождествил себя, наконец, со всей природой, и когда наступила осень и опали листья, он умер".


Всем ищущим и чувствующим могу порекомендовать эту книгу, ведь за ней можно разглядеть гораздо большее, чем напыщенные слова и отсутствие сюжета ;)

Написано в рамках игры "Несказанные речи".

Комментарии


Голубой цветок - символ тайны мироздания, или, выражаясь модным словечком, Грааль.

Нам в универе сказали, что это символ женского начала. Кому верить? -_-


Думаю, у каждого универа свои взгляды :) Выберите тот, который считаете более близким для себя.


Спасибо за достаточно глубокий отзыв. Для себя в романе я отметил рассуждения графа Гогенцоллерна об истории. И, конечно, очень жаль, что Новалис не завершил намеченной им эпопеи.