Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2021 г. 10:41

2K

4 Чистый эстетизм XIX века! Мысли, идеи, философия покорителя женских сердец.

Большая часть книги — роман "Дневник обольстителя", есть также афоризмы, которые меня не особо зацепили, но они раскрывают своеобразное мышление С. Кьеркегора.

Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится принимать его медленно, считая, как капли.

Роман навеял на меня ностальгию по университетскому курсу зарубежной литературы. Невероятное произведение с изящным, дурманящим языком, в котором можно раствориться. Красивый и чарующий стиль книги усиливает эстетические взгляды писателя и главного героя романа.
В центре книги дневник Йоханнеса, молодого человека, который ради забавы и удовольствия влюбляет в себя девушек. Одной из таких девиц становится юная Корделия Валь. Сможет ли главный герой очаровать Корделию?

У каждой женщины есть нечто свое собственное, принадлежащее одной ей; например, веселая улыбка, лукавый взгляд, поклон, шаловливый нрав, пылкое волнение, тихая грусть, глубокая меланхолия, земное вожделение, повелительное мановение бровей, тоскливый взор, манящие уста, загадочное чело, длинные ресницы, небесная гордость, земная стыдливость, ангельская чистота, мгновенный румянец, легкая походка, грация движений, мечтательность, стройный стан, мягкие формы, пышная грудь, тонкая талия, маленькая ножка, прелестная ручка… — у каждой свое, не похожее на то, чем обладает другая.

Перед самим романом есть также длительное вступление рассказчика, который получает доступ к заметкам главного героя. Оно помогает взглянуть на историю со стороны.
В тексте представлены чувственные, очень детальные размышления. Есть и короткие письма, но и длинные философские предложения, которые могут напрягать. Автор передаёт необычайную игру обольстителя, который наблюдает за своими жертвами взглядом искусного художника. Чем-то напомнило роман Шодерло де Лакло "Опасные связи".
Кьеркегор создаёт образ человека, который в нужный момент может произвести великолепное впечатление. Внешне утончённая, чуткая и деликатная натура добродушного мужчины выражается в его непревзойдённом умении слушать, понимать, выжидать ради своих корыстных целей. На деле за загадочным образом Йоханнеса скрывается банальный самонадеянный и эгоистичный тип, затягивающий в свои сети молодых и неопытных девушек. Он играет не только с женским полом, но и с самим собой, находясь в ловушке фантазий и воспоминаний.

Вы, может быть, гневно спросите меня, зачем я все это проделал? Затем, что я дурной человек, которому доставляет удовольствие дразнить других? – Совсем нет! Я сделал это из дружеского расположения к вам. Сейчас я все объясню. Во-первых, я заставил вас подождать и поскучать о вашем кандидате, так что он показался вам вдвое милее, когда, наконец, явился. Во-вторых, войдя к вам, он скажет: «Нашу тайну чуть-чуть не открыли! Принесла же нелегкая этого проклятого человека к подъезду! Я только что хотел войти к тебе! Но я тоже себе на уме: завязал с ним нескончаемый разговор о вакантном месте! Говорили, говорили, я и затащил его на Лангелиние! Я вполне уверен, что он ничего не заметил!». – Ну и что же? Разве вы не любите теперь своего милого еще сильнее? Вы и прежде знали, что он прекраснейший молодой человек, безукоризненной честности и редких правил, но чтобы он был так умен?! Теперь вы сами убедились в этом и за это должны быть благодарны мне.

Повествование очень неспешное и воздушное, даже затянутое, местами описания поражают своей детальностью, вычурностью и даже пафосом. Удивительно то, как Кьеркегор изображает реакции на малейшие движения тела, изменения в мимике. Интересно улавливать обрывки событий в потоке эстетических чувств, в вихре метафорических описаний и мифологических сравнений. Местами герой настолько уходит в себя, что начинают раскрываться признаки его сумасшествия. И в разы хуже то, что Йоханнес верит в свой обман как в высшую цель, за которой по сути скрываются низменные желания.
Автор показывает, как зарождается и угасает влюблённость. При этом сам Йоханнес создаёт в своём сознании образы идеальной любви и отношений, которых не в силах достигнуть сам.

Я совсем не гонюсь за тем, чтобы обладать ею в реальном смысле, моя главная мечта наслаждаться ею в художественно-эстетическом смысле.

В романе вы найдёте все оттенки любви. Есть пикантные подробности, но нет откровенно пошлых описаний на 18+. Персонаж, как скульптор создаёт из юной девушки, как из статуи, то, что ему нужно, умело обольщая письмами и речами. В какой-то момент язык завораживает настолько, что становится всё равно, чем закончится история. Есть и нелестные мысли о женской дружбе, и взгляды на брак в XIX веке, которые могут вызвать ярость у феминисток.
Тематика "Дневника обольстителя" остаётся актуальной даже спустя столько лет, хотя многие принципы, взгляды писателя уже устарели. Предупрежу, что в тексте встречаются латинские фразы, отсылки к литературе, мифологии и много рассуждений, которые будет трудно воспринять неподготовленному читателю.
Книга однозначно не для всех, и для её чтения нужно иметь багаж знаний о древнегреческих легендах, мифах и об истории зарубежной литературы в целом. Если вы ищете роман в духе "Опасных связей", то это даже близко не то, здесь нет такой динамики, весь дневник — исключительно чувственное восприятие и философия.

Мышление – моя страсть.