Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 сентября 2012 г. 21:13

699

5

С тяжелым сердцем приступаю я к написанию этих строк, ощущая себя поручиком в отставке (привет вам от Булата Шалвовича), в забытой Богом и людьми усадьбе, едва ли не участником описываемых графом Львом Николаевичем событий.
Повесть о блестящем, тщеславном до бешенства Стиве Касатском несомненно удалась. Ничем дополнительно не украшая свою речь, граф Толстой не стремится к описаниям, к красотам стиля и языка. Более всего речь эта напоминает исповедь умного, честного до болезненности, благородного человека, которому очень, очень важно докопаться до самых глубин своих истинных мотивов.
Печальное зрелеще, дорогие мои, представляет собой духовное сословие в повести графа. Попы-карьеристы, попы-купцы, торгующие чудесами, попы-лицемеры, попы-администраторы и прочие гадости и мерзости. Уж как, казалось бы, вскрывает свои грехи Касатский, как выворачивает наизнанку низменность своей души, а в итоге он один, по мнению автора только и живет духовной жизнью. Он один только и ищет Бога...

Находит ли? Граф считает, что да. Да где же? В унижении, в полном отречении себя, в нищете, в смирении.
Красиво граф придумал, что и говорить. Только почему же Бога нет в Церкви? Почему его нет в достоинстве? В разумном устройстве своих дел?
Что-то, вы, граф, того... погорячились.

Ну как сказать "погорячились"... Хм. Сто с лишним лет прошло с момента смерти графа, а до сих пор жители несчастной нашей родины в большинстве своем уверены, что быть верующим означает быть нищим, сирым, вечно униженным, одно слово - юродивым. Только тогда верующий заслуживает право считать себя истинно верующим.
А иначе ну как же ж... лицемерие-с.

Удобная идеология для борьбы с верующими. И кто придумал-то? Глыба! Матерый человечище!

Сделав все эти правильные и разумные выводы, можно было бы и успокоится.
Но скребет что-то в моей душе, тревожит...

Знаете, если бы я, попав в ситуацию Стивы Касатского, подалась в монахи... то...то... то со мной приключилась бы именно эта самая история. Слово в слово.
Честность, стремление к Богу и любовь к славе людской сплелись бы именно в этот узор.
"Отец Сергий" - не история офицера, не история монаха, это история читателя.
Если вы честны, благородны и не врете себе, то это ваша история.

Ветка комментариев


а тут и смещений-то никаких: уйти-то он в монахи ушел, послушания все исполнял, но захотел исключительности, эксклюзивности. Захотел быть самым-самым, супер-монахом. С чудесами, исцелениями и мудростью - и сам на себя умилялся какой же он, не как другие человеки! А этого добра во все времена хватает.


спасибо за уточнение. получается, я просто не совсем поняла о чем вы) теперь поняла. ушла накрываться медным тазом.
Просто с таким настроем чудеса, исц-я и мудрость - не должны пойти.
Наоборот, скорее будут косяки, которые рано или поздно обличат носителя "исключительности". Если, конечно, носитель Бога ищет, а не только собственной праведности.
Так мне кажется... надеюсь, что такие вещи в человеке сами себя обличают. Даже в Толстом. Иначе не было бы финального побега в сторону пустыни...


Согласна полностью, хотя насчет что должно, а что не должно прогнозировать не берусь... Я даже не знаю - полностью ли эта повесть фантазия Толстого или все на реальных фактах... Но отец Сергий монах какой-то очень не монашеский, скорее монах глазами Толстого, который сильно не любил духовенство, считал, что сам он лучше все изобретет(