Больше рецензий

6 марта 2021 г. 19:10

582

5

Первый, из 3 (надеюсь, пока) романов Тартт, был написан ею еще в студенческие годы, наверное, потому, в отличие от последующих бестселлеров автора, очень автобиографичен и посвящен своему сокурснику - Брету Истону Эллису, будущему автору «Американского психопата».
История об убийствах, совершенных группой студентов сперва случайно, а затем с целью сокрытия предыдущего преступления, - не новинка для литературы. Задолго до Тартт (в 30-е гг.) была написана «Веревка» Патрика Гамильтона, экранизированная Хичкоком. Но «История» интересна тем, что детективность и элементы триллера сюжета дополняют традиционными жанры университетского романа и романа воспитания. Помимо темы рока, вхождения в мир взрослых, ответственности и расплаты за проступки, Тартт исследует то, как на формирование личности влияют университетское образование, искусство и художественная литература.
В центре внимания автора шестерка «избранных» студентов-античников вымышленного колледжа Хэмпден на севере США в штате Вермонт. Наш рассказчик, Ричард Пэйпен, - простой уроженец жаркой Калифорнии, ничем не примечательный и не выделяющийся, - благодаря бесхитростному письму попечителям с просьбой о финансовой помощи, неожиданно для самого себя попадает не только в это престижное заведение, но и на курс древнегреческого к «самому» Джулиану Морроу. Этот преподаватель-легенда не работает на полагающейся ставке лектора, а занимает пост добровольно, дотошно отбирая своих учеников, исходя из личной симпатии и оценки. Он единолично отбирает и читает все дисциплины, полностью изолируя своих студентов от жизни всего остального университета. Обладая мудростью, авторитарной властью и неоспоримостью действий, Джулиан в глазах воспитанников предстаёт неким божеством (не случайно первый вариант названия романа - «Бог иллюзий»), а одержимость древнегреческим и древнеримской культурой делает из них не просто однокурсников, а своеобразное братство.
Явный лидер этой группы, Генри Винтер, - богатый юный гений, обладающий поразительным умом, посвятивший себя науке. Его полный антипод - Эдмунд Коркоран или попросту Банни - страдает дислексией, безденежьем, болтливостью, неаккуратностью и деструктивностью. Порядок и Хаос, который дополняют красивые, как античные боги, близнецы-сироты Чарльз и Камилла и богатый щёголь-гей Фрэнсис.
Благодаря необычной композиции романа, – завязка начинается с главной кульминации - убийства, дальнейшее лишь ретроспектива предшествующих событий и последствий спустя 10 лет – читатель, зная финал истории, пристальней вдвойне наблюдает за всеми персонажами. Казалось бы, все карты уже раскрыты, но интрига заключается не в поиске убийцы или причин содеянного, а ожидаемой расплаты за пролитую кровь.
Ключевые размышления - о смерти, чувстве вины и покаяния. Смерть (она же Рок) не только отражается на рассуждениях и дальнейших поступках персонажей, она – прямой генератор сюжета. Эти отголоски древнегреческой трагедии дополняет тема ницшеанского сверхчеловека: проблема вседозволенности и безнаказанности, превосходства «сильных» над бедными.
А еще весь роман пронизан любовью во всех ее проявлениях – возвышенной: к искусству, классической литературе, эрудированности и Джулиану; восторженной: к шику, вещам, создающим антураж, аристократичности и свободе; страстной: к Камилле, юности и чувству братства.
И снова восхищает мастерство психологизма Тартт в талантливо описанной трансформации представителей элиты в безжалостных преступников, умение погрузить в атмосферу с помощью всего лишь нескольких фраз-набросков.

Несмотря на большой объем текста и обилие греческих цитат, ни сложности при прочтении, ни затянутости сюжета не чувствуешь.