Больше рецензий

4 марта 2021 г. 19:49

413

4 Итак, Властелин Тьмы мертв, а теперь начинаем нашу историю

Тут прежде чем писать о книжке (спойлер: книжка хорошая!) надо сделать небольшое лирическое отступление. Я никогда не читал никакой художественной литературы по Вархаммеру ФБ (как, впрочем, и по Вархаммеру 40К, который меня и не прельщает что-то). Да и вообще книги по лицензированным вселенным – это в основном «ну, такое…». Или унылая фигня от безвестных литнегров, над которыми стоит надсмотрщик от правообладателя с хлыстом, или (если повезет) «каждый суслик – агроном», когда авторам дают свободу, но между собой их работы в результате не стыкуются примерно никак, и у каждого вселенная получается своя (тут, как и во всех вахо-книгах в целом – явно второй случай, но это дела не портит!)

Привлекло внимание следующее:

- Автор. Кима Ньюмана ценю, уважаю, уже хотя бы за пол-дюжины отличных рассказов, читанных когда-то. Дядька знает толк и в готических ужасах, и в кроваво-мясных бесчинствах, и иронии с поп-культурными отсылочками не чужд, что пришлось очень к месту. Сабж, положивший начало серии произведений про вампиршу Женевьеву Дьедонне (вышедшую позднее за пределы вселенной WH-FB), был написан им под псевдонимом «Джек Йовил» – чтоб никого это не вводило в заблуждение, если будете искать в сети.

-Все-таки сеттинг фэнтезийной Вахи мне нравится, даже учитывая знакомство с ним по одному прохождению «Dark Omen», чтению обзорной статьи в «Мире Фантастики» (на бумаге! 15 лет назад!) и еще каких-то разрозненных вики-материалов. Испытывал теплые ностальгические чувства, встречая полу-забытые имена и топонимы в тексте.

- Дико интересная и оригинальная на мой вкус сюжетная концепция, «вывернутого наизнанку квеста». Т.е. поход разношерстной и разноплеменной партии героев к Зловещей Цитадели Темного Властелина, с его последующим выпиливанием – это не кульминация романа, а собственно пролог его. Героические приключенцы аццкого сотону таки одолевают, овладевают и уестествляют всякими колюще-режущими штуками… ну а дальше мы переносимся на 25 лет вперед, где и развернется основное действо и произойдет все самое интересное.

К юбилею победы, кронпринц Остланда Освальд фон Кенигсвальд, некогда организовавший тот самый поход и самолично сокрушивший великого древнего чернокнижника Дракенфелса, планирует организовать грандиозную театрализованную постановку, собрав для этого своих старых товарищей, взяв на их роли лучших актеров Империи, наняв самого талантливого режиссера, да еще и пригласив на премьеру весь цвет имперского высшего общества. А премьера планируется в том самом замке покойного Дракенфелса, для аутентичности. Казалось бы, что могло пойти не так… Ну, примерно всё!

Вот. А теперь перейдем к собственно впечатлениям.

Завязка автором была выбрана необычная, да и вся книга представляет собой перескакивание между жанрами с разной тональностью: то эпическое фэнтези, то плутовской роман, то готик-хоррор, то мелодрама, то герметичный детектив про убийства в изолированном замке, а то и сплаттер с фонтанами крови и мозгов. Все это с элементами легкого юмора и периодическими отсылками к реальным литературным произведениям и театральным пьесам.

Временами некоторые повороты сюжета кажутся очень странными и надуманными. Особенно один ключевой поворот про коварное предательство одного из центральных персонажей – я еще в самом начале подумал, «а что если?...» Но потом решил: «Да не, бред какой-то, не может такого быть». Но в итоге – почти точно так и вышло! Двойная субверсия, блеать! о_О Не знаю, как к этому относиться. Однако, мне понравилось увиденное в одной из рецензий объяснение: вся «основная» история книги после пролога (ну, или существенная ее часть) происходит как бы «внутри» спектакля (второго, о котором упомянули в эпилоге) – т.е. это «пьеса о постановке пьесы и сопутствующих событиях» со всеми неизбежными условностями. В реальности все было по-другому – где-то сложнее и неоднозначнее, а где-то скучнее и прозаичнее, а тут работают законы драмы. Такая трактовка мне в голову не приходила, но теперь пришлась по душе!

Персонажи прописаны без особой глубины, но при всей своей схематичности вызывают симпатию и иногда даже сочувствие. Особенно интересен контраст: всякие простые вояки-рубаки, искалеченные телесно и психически столковением с невообразимым злом, и вынужденные спустя годы возвращаться на места боевой славы (а также страданий и ужаса) – а рядом с ними бессмертная и вечно молодая шестисотлетняя вампирша, для которой это приключение было хоть и запоминающимся, но лишь одним из многих ярких эпизодов.

Сама Женевьева очень интригующая, конечно – даже невзирая на то, что присутствует на страницах не сказать чтоб очень уж много для формально главной героини. А она, что интересно, и не стремится-то особо принимать участие во всем происходящем, скорее с некоторым отстраненным любопытством наблюдает за событиями, и лишь в отдельные ключевые моменты включается в действие.

А со вселенной автор обращается очень вольно. Одно только лояльно-непринужденное отношение людей к нежити в Священной Римской Империи чего стоит… Ладно Женевьева, у нее особые заслуги и какая-нибудь личная почетная грамота от императора. Но так-то, вампиров там всегда цивилизованные народы старого света недвусмысленно ненавидели и стремились уничтожить, как и слуг Хаоса – охотники на ведьм этим занимались всю дорогу, в т.ч. и в царствование прогрессивного Карла-Франца. Так что тут у нас очень условная Ваха, примите это как данность.