Больше рецензий
3 марта 2021 г. 21:01
3K
4 В пылу романтических чувств
РецензияИнтересно сравнить произведения Стендаля и Мериме, посвященных силе человеческих страстей, поэтому после прочтения Проспер Мериме - Кармен (сборник) мой выбор пал на данный сборник. В целом при некой схожести рассказы из этого издания для меня оказались менее увлекательными, сюжеты показались более поверхностными и легко забываемыми.
Конечно, из трех представленных тут новелл «Ванина Винини» выделяется ярче других, описанный поступок героини сильнее впечатляет, хотя, если вы не любитель классики, а особенно романтизма в литературе, избегаете некой утрированности чувств персонажей, то вряд ли стоит его читать. Это произведение одновременно хочется сравнить и с «Оводом» и с «Графом Монте-Кристо», но, конечно, рассказу все же далеко до этих известных романов. Но тут тоже есть тема борьбы за Родину, готовность сложить голову ради своих идеалов, момент предательства и тема прощения/искупления вины.
Читая подобные произведения, я невольно размышляла, действительно ли люди в прошлом были настолько иными или просто литература так их описывала, наделяя гипертрофированными чертами, придавая излишний пафос и театральщину их диалогам и поступкам. Возможно, такие произведения даже воспитывали и служили примерами для юных читателей, так и видишь, например, будущую мадам Бовари за чтением подобных историй о безудержных страстях, наполняющих жизнь персонажей, и тут же вспоминаешь печальные последствия, к которым приводит подражательство таким героям.
Что касается рассказа «Сундук и приведение», то смысл этой истории вообще несколько ускользнул от меня, опять же тут слишком много возвышенных чувств, принесения себя в жертву, это история потерянной любви, с некой идеальностью героев, которые сохранили привязанность, несмотря на обстоятельства.
Последний же рассказ - «Любовный напиток» - вновь повествует о страстях, которые помутили рассудок, заставлили совершить глупости и подлости. Тут можно было бы рассуждать о токсичных отношениях, о том, почему некоторые становятся заложниками любви и позволяют так с собой обращаться, но, к сожалению, автор вновь описал слишком утрированную ситуацию и, главное, использовал слово «любовь», вряд ли имея в виду именно это чувство. Ведь о какой любви можно говорить, если герои знакомы лишь мельком, кроме впечатляющей внешности они ничего и не видят, почти ничего не знают о своих избранниках? Стоило бы называть подобные порывы иным именем, не вводя читателей в заблуждение, но это опять отражение прошлой эпохи и определенного литературного стиля.
Подводя итог, замечу, что данный сборник неплох для знакомства с автором, но полагаю, что талант Стендаля ярче проявил себя в иных произведениях, в этом издании представлены весьма проходные истории, поэтому, кроме красивого языка писателя, больше плюсов здесь я не нашла.