Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

1 марта 2021 г. 14:03

290

2

Когда я только начал читать эту книгу, я понял, что героиня этой истории — совершенно не моя. Я совершенно точно не любитель штампованных героинь современной прозы в стиле young-adult для девочек. Тем более в их такой излишне карикатурной интерпретации. Рассказ идет от первого лица (еще один штамп, привет), героиня — молодая девушка, учащаяся в элитной школе в Бруклине. Она вращается среди богатых и знаменитых, но не особо от этого счастлива, ведь у нее душевная травма, о причинах которой мы узнаем только в конце истории. А еще у нее сложные отношения практически со всем миром — всего парочка хороших друзей, один из которых — пожилой учитель музыки. Ну и да, музыка — это её жизнь, о чем нам она неоднократно напоминает в течении всей книги. В общем, она хочет умереть и плотно сидит на препаратах.

Ладно, решил я, раз уж начал читать книгу, надо дочитать до конца, дурацкая моя такая привычка. Дальше становится несколько интереснее. По крайней мере та часть, в которой в дело вступает история Франции. Параллельный сюжет уже был способен вызвать у меня определенный интерес и даже живой отклик. Особенно история Луи-Шарля. Блин, это на самом деле показалось мне ужасным. Забрать ребенка у родителей, поместить его в башню, оставить практически в одиночестве на долгие годы. А уж на фоне кучи прочитанных мною книг про воспитание детей с их: «четыре объятия в день нужные ребенку для выживания»… Мое хрупкое отеческое сердечко было разбито этим сюжетом. Да и последующие поступки Александрины с её фейерверками тоже отозвались у меня в душе.

Вот только грустно, что это было единственным, что в моей душе отозвалось. Да, пусть у меня и хрупкое сердце, на самом деле я циник, и два этих факта совершенно не противоречат друг-другу. Поэтому как циник я замечал кучу недостатков в этой книге. Вроде того, что дневник Александрины выполнен очень и очень странно. Она его ведет, как будто пишет книгу, а не записывает события. Никакой стилизации под язык не самой образованной девушки, никаких деталей быта, украшения, прямая речь, сравнения, метафоры. Последняя запись, учитывая обстоятельства, так вообще выглядит как насмешка над читателем. Для меня это было похоже на ситуацию, в которой охранник «Пятерочки» вдруг достал откуда-то арфу и внезапно заиграл на ней какой-нибудь полонез.

Еще один довольно сильный удар под дых, мне нанесли весь набор стереотипов, так часто встречающийся в этой книге. Отец — увлеченный наукой, не занимающийся с детьми, типичный «физик». Мать — художница и француженка — образцовый «лирик». Юношеский максимализм до предела, никаких компромиссов и попыток понять других людей. Эгоцентричность. Впрочем, я уже говорил, что героиня — крайне штампованная. А уж сцена в ночном клубе, когда героиня вдруг обнаруживает своего «парня» целующего другу девушку… да блин, где этого еще не было? Мне кажется уже в каждой книге-фильме-истории про молодежь было что-то подобное. Появление какой-то мистики, вроде заметок о дьяволе, появление торговца на блошином рынке (зачем там эта сцена, я вообще не понял). Все это ради загадки, которую никто нам так и не раскроет?

И финалочка — глава «Чистилище». Мне, как человеку с детства, увлекавшемуся фантастикой, такой поворот вообще показался насмешкой над здравым смыслом. Все сложности вхождения в чуждую среду, какие-то процессы принятия и понимания нового образа мышления. Попытки замаскироваться под «своего»… Все это здесь делается буквально по щелчку пальца. А вот раз и все уже готово. А вот два, и теперь девушка вдруг обретает необходимые умения. Ну и наконец, ребята, а как героиня, которая до этого нам все уши прожужжала на тему своей зависимости от таблеток, вдруг столько времени выживала без них? Или я это пропустил? Возможно, потому что последнюю часть истории я читал довольно бегло. Просто хотелось уже узнать, что там будет в конце. Ну и это меня не «разочаровало». Ура! Хэппи-энд, все счастливы по-своему, жизнь изменилась, героиня приняла себя, у всех все хорошо. Ну кроме Луи-Шарля. Он то умер. Но о нем как-то и не вспоминают, чтобы не портить людям праздник.

В общем, книга меня не очень впечатлила. Да, побочная история в ней очень трогательная. Но рассказана она как-то однобоко. Королевская кровь — положительные герои. Вдохновители революции — сплошь кровожадные чудовища. Простые люди — ублюди и так далее. В общем, практически никаких попыток понять, что это такое было, никаких параллелей между тем, чем стал современный мир и Французской Революцией. Есть только одна сторона этой медали — кровища, гильотина и несчастный ребенок. Жаль, ведь список литературы тут в конце очень обширен. Неужели не могли на этом базисе раскрыть что-то более обширное? Или читателям такое не особо нужно?