Больше рецензий

1 марта 2021 г. 12:53

705

4.5 "... Две Марии: девушка и линкор..."

Давеча я как-то упоминала то, что среди книг цикла "Смерть на брудершафт", посвященных приключениях Зеппа фон Теофельса, мне толком ни одна не пришлась по душе. Что ж, как говорится, на ловца и зверь бежит... Ближе к концу цикла Борис Акунин "расписался" и приключения немецкого шпиона стали так же хороши, как и приключения его русского коллеги Алексея Романова. Как будто Григорий Шалвович услышал все мои претензии к произведениям, посвященным Зеппу, и в новой книге полностью их устранил. Здесь нет той размеренности и сухости, которые ранее отличали "немецкую составляющую" цикла. "Мария, Мария" вышла очень живой, динамичной и, что самое удивительное, - полной глубочайшего психологизма, практически невиданного для "Смерти на брудершафт" ранее (за исключением "Гром победы, раздавайся!" в истории с Мавкой, Опанасом и Калинкиным).

Борис Акунин в данном цикле, видимо, решил осветить понемногу борьбу русских и немецких разведчиков на всех участках фронта Первой Мировой Войны. Так, ранее нам уже доводилось наблюдать шпионские происки в тылу, в авиации и в пехоте. Настал черед морского театра военных действий. В этой книге нам предоставляется возможность ознакомиться с авторской версией того, что произошло осенью 1916 года в Севастополе с гигантом российского военного флота - с линкором "Императрица Мария". В действительности причины гибели корабля доподлинно установить так и не удалось. Рассматривались три версии произошедшего и немецкая диверсия, которой отдал в этой книге предпочтение автор, казалась наиболее вероятной. И, конечно же, литературная честь провернуть такую операцию предоставляется не кому либо иному, как нашему старому знакомцу Зеппу фон Теофельсу.

Он, как и ранее, проявляет себя прекрасным стратегом и безукоризненным исполнителем. Хитрым, ловким и безжалостным. И в который уже раз убеждает читателя в том, что для него существует лишь Цель и ничего более. Милосердие, сострадание и человечность для Зеппа оказываются пустыми звуками, если они стоят на пути к достижению Цели. Использовать женщину для того чтобы через нее поближе подобраться к желаемому - гнусно и низко само по себе. Но использовать такую женщину как Маша Козельцова и таким образом, какой выбрал Зепп, - это низость и беспринципность наивысшего порядка. Можно прочесть все книги о похождениях фон Теофельса и ни одна из них не раскроет его сущность лучше, чем один этот эпизод из "Мария, Мария". В этой связи во мне борются два противоположных чувства - с одной стороны я с примесью какой-то гадливости восхищаюсь подобной целеустремленностью, а с другой абсолютно не понимаю, как человек способен на подобное... И, естественно, что после этой истории вопрос о том, есть ли какая-то черта, которую Зепп не переступит, становится риторическим...