Больше рецензий

1 марта 2021 г. 00:58

680

5 "... внимательно его выслушал, убедился в том, что история нелепа до полного изумления, и поверил в неё"

Я не любитель мистических детективов, обычно меня от них в сон клонит. Но Чарльз Уильямс рассказывает о борьбе за Святой Грааль и человека так увлекательно, что, вопреки очевидному, я надеялась: книга никогда не закончится. Впрочем, в каком-то смысле так и есть))

В своё время в «Коде да Винчи» Дэна Брауна мне не хватило глубины и естественности, казалось, что сюжет движется по строго заданному автором маршруту, герои играют вспомогательную роль. Что до самого Грааля, то он воспринимался антуражем. С таким же успехом Роберт Лэнгдон в компании новой реинкарнации Снегурочки мог искать посох Деда Мороза.

У Чарльза Уильямса кроме внешнего сюжета с реально существующим потиром есть ещё как минимум две линии, переплетённые с темой Грааля: психологически достоверные отношения героев и взаимодействие человека и Бога. Каждый герой не просто индивидуален, он влияет на других и на развитие истории. Замени хотя бы одного героя — и сюжет будет развиваться иначе. При этом самые важные мысли появляются как бы между прочим, сами собой. Они и выглядят важными только в случае, если человек задаёт себе вопросы о том, например, тождественен ли предмет тому, что он символизирует, где проходит грань между вежливым (или искренним) принятием чужой точки зрения и потерей личных ориентиров. Если же человек настроен на другую волну, он видит в этих же фразах иронию (и она действительно есть) или детали, призванные создать соответствующую теме атмосферу (что тоже верно). Вот эта многоплановость, изящная до невероятности, меня и сразила. А ещё — чувство юмора рассказчика и ощущение реальности происходящего.

Пока читала "Войну в небесах", периодически вспоминала «Код да Винчи» Дэна Брауна, «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, «Благие знамения» Т. Пратчетта и Н. Геймана, а также Отца Брауна Г. К. Честертона и Берти Вустера П. Г. Вудхауза. "Иные миры" навели на мысли о "Властелине колец" Дж. Р. Р. Толкина и Густаве Майринке.
Ассоциации в основном легко объяснимые: где-то содержательно, где-то мотивами, где-то языком повествования.