Больше рецензий

28 февраля 2021 г. 17:01

661

3 Я совершила подвиг

Я прочитала книжку по физике.

Всё дело в том, что мои знания по физике заканчиваются там, где гравитация беспощадная сволочь, а чистоплотность - это чисто масса на чисто объем. Это в теоретической физике. В практической ещё - что снег, растаявший, он - вода. Конец. 

А тут целая книжка по физике(!). Заканчивая школу, я вздыхала с облегчением, что всего этого в моей жизни больше НИКОГДА не будет. И тут нá тебе.

.

А всё потому, что меня очень увлёк феномен ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Идея теории в том, что традиционный путь изобретателя - это путь проб и ошибок. Но это куча времени и сил впустую. А ведь техническое творчество управляемо: надо знать определенные приёмы (среди них, например, такие кракозябры как «вепольный анализ» и «метод маленьких человечков» - я не шучу), понимать, что должно быть «идеальным конечным результатом» и вуаля!

.

Но на_самом_деле нет. Надо ещё очень хорошо знать физические, химические и иногда геометрические законы. И уже имея в голове этот инструментарий, думать, как что применить. Именно поэтому подвиг: эта книга постоянно твердила мне о невежестве: «Вы же с легкостью решите эту задачу, применив простейшие законы физики?» - вопрошает автор. «Да дайте мне ответ, божечки!» - стону я. «Ответ смотрите в бюллетене изобретателя за год тысяча девятьсот восемьдесят...». АААА!

.

Мои личные нескладушки не делают книгу хуже. Она крайне новаторски рассказывает о том, что при должной подготовке, буквально любой нуб сможет придумывать технические решения в промышленности. Этим завораживает. Дана определенная методика. Методика работает. Жаль только, для гуманитарных наук слабо применима. А собственно за этим я в книгу и лезла.

.

Наконец, пара потрясающих фактов об авторе книги, собственно, придумавшем ТРИЗ. Посмотрите на это красивое и какое-то необычайно светлое лицо - Генрих Саулович Альтшуллер. Изобретал с подросткового возраста. В молодости понял, что у изобретательства может быть здравая теория. Тогда же написал письмо Сталину с критикой того, как развивается эта отрасль в стране. Вы же поняли, что было дальше? Три года лагерей, естественно. И непрекращающиеся изобретения там. Затем было открытие школ ТРИЗ  по всему Союзу, и прижизненная известность за рубежом, переводы книг на языки, и, как мне показалось, даже бóльшая известность ТАМ, чем в отечестве. Всё, как мы любим.

.

О чем я думала в самом конце, (помимо того, что надо найти всё-таки что-то про ТРИЗ в преподавании гуманитарных наук), так это о том, почему, интересно, в опьяненной свободой и насквозь экспериментальной моей школе конца 1990-х - начала 2000-х не было ТРИЗ как предмета? Ведь это явно было возможно. И главное, так междисциплинарно, что очень ценилось и ценится сейчас 

.

Резюме: 7/10 (если отринуть страдания юного гуманитария)