Больше рецензий

28 февраля 2021 г. 14:21

503

4.5 Жить, не отбрасывая тени...

Мастерски написанный производственный роман о врачах! Честно говоря, я бы сказала, что Дзюнъити Ватанабэ в моих глазах оказался куда сильнее общепризнанного "короля" данного жанра - Артура Хейли. Всю историю пронизывает столь свойственная японской литературе нотка какой-то будничной тоски, а также тема смирения человека перед неизбежным (тоже, на мой взгляд, характерная для авторов Японии).

Место действия романа - довольно крупная частная больница в Токио. И ключевое слово в этой фразе именно "частная", т.е. по сути наибольший вес в деятельности этого учреждения имеет денежный вопрос, а отсюда неминуемо следует, что:
1) богач, страдающий, к примеру, от боли в суставах, куда выгоднее бедняка, которому нужны ежедневные переливания крови, за которые он не в состоянии даже заплатить;
2) долго лечится не тот, кто нуждается, а тот, кто имеет средства оплачивать палату на протяжении всего периода лечения и прочее и прочее...
Честно говоря, все эти нюансы чудовищно напоминают мне нашу действующую систему здравоохранения. А вам?
И вот в такой действительности и живут наши персонажи.

Наоэ - центральный персонаж истории, талантливейший хирург в возрасте около 40 лет. Помимо профессионального мастерства его отличительной чертой можно назвать просто феноменальную привлекательность в глазах женщин. Холодный, высокий, белокожий, немногословный и безусловно умный Наоэ - предмет грез женщин всех возрастов и положений: по нему вздыхают медсестры, ему строит глазки популярная певица, с ним заигрывает жена главврача. И это далеко не полный список!

Вторым ведущим персонажем я бы назвала Норико - женщину в возрасте 25 лет, занимающую должность медсестры в той же больнице. Настоящая преданная японская женщина, иначе не скажешь. Любит она абсолютно искренне, всеобъемлюще и беззаветно, чувство ее, что, конечно, несколько странно (и даже нездорово, токсично, как сейчас говорят) в глазах нас, современников, целиком обращено на объект любви, саму себя она без сомнений ставит на второе место. Только его интересы, только его удобство, только его слово имеют значение. Она настолько боготворит его, что даже постоянные измены, факты которых он даже не трудится скрывать, не могут отвратить Норико от этого мужчины. Такая любовь женщины, как мне кажется, идеал в глазах японцев. Стоит помнить, что произведение не может отвечать представлениям славян или европейцев уже просто потому, что написано японцем про японцев в реалиях их исторической родины. И хотя любовная линия между Наоэ и Норико занимает довольно много места (и это не говоря о постоянных побочных связях Наоэ с другими женщинами), произведение никоим образом не является любовным романом. Через их связь мы составляем представление о Наоэ, любящие женщины, точно зеркало, отражают его.

Этическая сторона деятельности врача - вот что, на мой взгляд, можно назвать сердцем данного романа. Автор прямо говорит нам: "Врачи сейчас не врачи, а провизоры и администраторы". Так делает ли человека врачом одно лишь обладание теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере медицины? Или настоящим врачом можно назвать только того, кто помимо ранее названного обладает еще и знаниями в области философии и этики? Что делать и как себя вести, чтобы не нанести вреда достоинству пациента и его родственников, когда больной неизлечим, когда он угасает на глазах? Может ли уход из жизни вообще быть достойными? Ватанабэ безжалостно напоминает, что Смерть приходит ко всем и порой миссия врача совсем не в борьбе с ней, а в чем-то ином.

Одним из голосов, помогающих автору наиболее ярко раскрыть на страницах произведения проблемы, существующие в медицине, выступает молодой специалист Кобаси, полный энтузиазма и желания помогать людям (даже давать денег тем, кому не хватает собственных средств для оплаты палаты или медикаментов), меня жутко раздражал. Меня по ходу повествования упорно преследовала мысль, что доброта его вызвана прежде всего желанием успокоить собственную душу и таким своеобразным образом еще и продемонстрировать свое духовное превосходство над окружающими. Казалось бы, у него самые светлые помыслы, но как же он ограничен, как слеп. А сколько вреда он нанес пациентам по своему недомыслию? Только человек, еще не успевший в силу возраста познать всех горечей жизни, может быть таким. Но, как всем нам известно, молодость - недостаток быстропроходящий, а значит есть надежда, что со временем Кобаси сможет трезво взглянуть на действительность и осознать, что принципы и громкие слова не всегда самое главное жизни.

Помимо этой троицы на страницах встречаются масса персонажей: это и пациенты, богатые и бедные, страдающие от пустяковой царапины и смертельно больные, добропорядочные люди и даже бандиты, родственники больных, а также медицинский персонал (и жадноватый главврач, и строгая старшая сестра, любящая посплетничать да "постучать" начальству, стайка молоденьких сестер) и многие другие. И к чести автора, никто из них не производит впечатления статиста.

В целом "Свет без тени" уверенно можно назвать достойной работой, определенно достойной прочтения!