Больше рецензий

skorkin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2012 г. 23:06

770

3

Некоторые знакомые не одобряют моего увлечения творчеством Александра Проханова. Они искренне не понимают, что меня может привлекать в сочинениях этого «красного империалиста» и «соловья Генштаба».

Между тем, все очень просто: Александр Проханов – наиболее яркий декадент в современной русской литературе. Практически каждая книга Проханова посвящена вселенской войне Добра и Зла, разворачивающейся на фоне политических реалий постсоветской России. Автор воспринимает свою страну исключительно как долину Меггидо, где происходит финальная битва Света и Тьмы.

Однако, несмотря на то, что сам Проханов мнит себя крестоносцем Света, наиболее сочными и выпуклыми у него получаются именно представители противоположной стороны. Зло в книгах Александра Проханова выписано убедительно и с любовью, растленные олигархи и коррумпированные политики, артисты преступления и гении предательства выписаны тщательно, автор буквально упивается пороком и упадком. Похождения же положительных героев описаны так, что порою без смеха их читать невозможно. Не знаю, насколько у Проханова это получается намеренно, но хороших героев ему описывать явно скучно, иногда он кажется просто завороженным обаянием Зла. Ситуация очень похожая на книги писателей-«попутчиков» 20-30-х, которые создавали образы картонных большевиков и обаятельных в своем злодействе «классовых врагов».

Новый его роман «Человек звезды» не исключение. В город П., в котором угадывается новая культурная столица России Пермь приезжает загадочный человек Маерс, который планирует провести в П. фестиваль современного искусства (намек на галериста и культуртрегера Марата Гельмана). Маерс обладает сверхъестественными способностями и быстро превращает городскую элиту, погрязшую в пороках и преступлениях, в своих сообщников. Мы начинаем смутно догадываться – уж не сам ли Лучезарный пожаловал в уральский город под видом столичного галериста.

Даны прекрасные портреты отцов города – Губернатор Петуховский, педофил и казнокрад, глава областной думы Иона Дубков, гангстер с православным уклоном, наркобарон и меценат Джабраил Мамедов, местный владыка Евлампий, оказывающийся женщиной. Преступлениям их нет числа, они произносят фирменные прохановские монологи, в духе речей сионских мудрецов из печально знаменитых протоколов. Символом дьявольского морока окутывающего город П., становятся скульптуры красных человечков (как известно, эти человечки были символом культурной революции в Перми).

Противостоят всей этой нечисти – простые русские люди (и один еврей), высокоморальные, верующие, честные, работящие, все как на подбор наделенные экстрасенсорными способностями, живущие в гармонии с природой, любящие Советскую власть и товарища Сталина. В общем, скукота, описывает их Проханов не только с экзальтацией, но и с плохо скрываемой брезгливостью. Чтобы быстрее вернуться к милым сердцу монстрам.

В финале город П. становится центром очередной глобальной битвы Добра и Зла, в которой решаются судьбы не только России, но и всего человечества. Впрочем, это совершенно не важно. Проханов из тех авторов, для которых литературные спецэффекты важнее сюжета, по сути, он во всех его книгах один и тот же. Автор блистает метафорами, цветистый, самовитый логос, часто уходит из-под его контроля, уходя в вольной плавание по волнам отъявленной графомании.

Из года в год Проханов пишет свой декадентский эпос, черпая вдохновение из несуразиц постсоветского безвременья. И, кажется, он будет очень несчастен, если однажды жизнь на просторах России все-таки наладится

Комментарии


У г-на рецензента довольно своеобразное понятие декадентства. Впрочем, при расширенном толковании этого термина декадентом является каждый более-менее романтический автор. Хотя таким макаром умышленно оскорбляли Виктора Гюго, то Верлен был отнюдь не против такого эпитета. Впрочем, злобные рецензии лишь подогревают интерес, как раз днями купил книжку