Больше рецензий

opheliozz

Эксперт

ну или типа того

26 февраля 2021 г. 12:58

310

1.5

неожиданное разочарование месяца.

принесло меня к берегам этой книги довольно необычно - шлялась по вк-пабликам и замерла на соо, где обитают авторы - и обитают прекраснейше: удивительной красоты фотографии, атмосферные иллюстрации, ладно собранный контент, бурная поддержка со стороны аудитории - всё очень красиво, цитаты из книги (на самом деле, уже серии книг) вполне себе.

атмосфера примерно такая же, как в вк-блоге у Яны Лехчиной с её книгой Год Змея, книгой, которая покорила меня и до сих пор остаётся для меня высочайшей планкой в жанре мифологического фентези. и я была практически уверена, что Рукопись и весь мир По_ту_сторону_реки окажется на том же уровне и мб даже войдёт в триаду моих любимых историй в этом жанре (вторая зацепившая книга - Коростелёва. Школа в Кармартене)

я начала читать Ярилину рукопись с большим воодушевлением - я её дочитать не смогла.

ну на самом деле, не такой уж я и любитель фентези. однако есть подвид у этого жанра, который меня влечёт неустанно и который я буду искать всегда и везде - это переплетение мифологического сюжета и авторской на него реакции: как древнейшее встроится в только что созданный мир, как проявится старшее в младшем, как история с огромным опытом, словно матёрый волк, поможет раскрыть свои сильные стороны истории-щенку, только-только нарождённой в уме одного смертного. как сам автор сможет обустроить достойный сад для мифа, и миф поддержит и напоит силой все начинания.

казалось бы... современные авторы умеют это делать - творчеством реагировать на миф - однако у авторов Рукописи что-то постоянно идёт не так, не приживается никак их авторский мир в плодородной силе мифа, как будто они замешали тесто, а дрожжи-то и не сработали, и не поднимается тесто, как ни старайся, ни через час, ни через два, ни на сотой странице, ни даже на половине книги. обидно, да?

смотрите, какие приёмы используют авторы:
упоминание Кощея - гг реагирует: ооо, тот самый Кощей? - в смысле? отвечают ей наставники - гг: ну тот, который из сказок! - а, да не, другой.
упоминание Велеса - гг реагирует: вау, древний бог? - чего? отвечают ей наставники - гг: ну как же... - вы чего-то не понимаете, отвечают ей, это просто.
упоминание Ильи Пророка (в языческом мирке) - гг реагирует: о, тот самый? - наставники: хмм, вы к чему вообще.
вопрос: тогда зачем, мать вашу, эти обрубленные отсылки? это какой-то минус-приём? для чего тогда?
появляются и другие обрезки к древнему миру: фамилия Муромец у наследницы древнего рода (ничем себя не проявившая), Македонский, домовой называет гг феей, у парня, который тёмной магией девчонок штабелями складывает у ног - сирена в предках (и наставники такие, а, ну и ладн).

быт: гг - попаданка в закрытый мир, живёт в избушке на курьих ножках (отсылка, которая ничем впоследствии не поддержится), пишет на бересте, домовой вместо будильника, зелья-природа-полуночные гадания-венки-длинные косы аля славянский антураж.
думаете, задуманная атмосфера получилась? да нифига. всё это - так и осталось разрозненными деталями, которые не сплелись в единый мир, не создали атмосферы, смотрятся инородно; это не ружья на стенах, они никак на сюжет не повлияли.

да хотя бы с этими косами, длинная коса у девиц - залог того, что девица будет сильна в защитной магии. отлично, если в начале истории заявлено что-то подобное, я могу рассчитывать на то, что оно где-то по сюжету проявит себя. не проявило. зачем тогда вообще было дано? в начале так же говорилось, что какую-то роль в магии играет девственность ведьмы - потом оно никак не выстреливает. в начале говорилось, что магические травы будут иметь различные свойства в зависимости от того, соберёт их девушка или парень. ого, интересно, подумала я тогда, возможно это где-то поможет в сюжете. иначе зачем тогда вот эти вот вещи - про косы, девственность, влияние пола - прописывать в авторский мир, это же должно как-то повлиять тогда на героев? но герои мыслят современными критериями, и им пофиг на магию волос, на силу девственности - зато они несколько страниц треплются о том, какое платье наденут на бал *рукалицо*.

я упоминала, что гг - попаданка в маг. мир. и по традициям жанра конечно же она, такая обычная, окажется избранной в этом новом для неё мире.
тут конечно должна быть завязка на мироустройстве.
мы узнаём, что существует 4 типа магов - по числу стихий, и гг - представитель необычайно редкой водной магии (почему редкой - не объясняется. когда гг в начале истории спрашивает: а почему? ей отвечают: да это и так понятно, все наши это знают). далее по течению сюжета гг, такая избранная и необычайная аж до того, что от её появления волнуется верхушка маг. мира, персоны мудрейшие и сильнейшие собирают советы, радуются, что наконец-то мы одолеем тёмных, блабла - в общем эта гг при всей своей напророченной силе так и остаётся... никем: она не интересуется своим даром, не интересуется расстановкой сил, не интересуется учёбой, она как есть бледная моль не только по внешности (когда все вокруг такие восхитительно прекрасные), но и по образу жизни. впрочем, её к концу книги авторы решили вообще выкинуть из какого бы то ни было сюжета.

так же есть деление на светлых магов и тёмных, и когда кто-то из молодёжи шутит про - внимание! - привороты, наставники прикрываются в ужасе: о нет, это же тёмная магия, фуфуфу! и это при том что у них там в этой светлой академии учится парень, который типа втайне заклинает тёмной магией, и взрослые в это не вмешиваются, потому что сами под влиянием его чар. нормально, да? если и это не убеждает, то вот ещё: этот парень вполне осознанно пользует свой дар, чтобы трахать девушек. то есть это уже дабкон как он есть, 18+ и насилие.
довольно странно такое видеть, когда роман заявлен как 16+, и гг ещё 14 лет, и весь мир-то с его незадачливым экшном, похоже, ориентирован на 14-16 лет - а зато герой этот с тёмной магией описывается как ах какой весь из себя загадошный, и в тексте видно, как авторы на него фапают.

в общем, читать не советую. если авторы - шикарные блоггеры и умелые фотографы-иллюстраторы, это ещё не значит, что писать они тоже умеют. как бы ни была красиво презентована книжка, какие бы сказочной красоты ни были эти обложки, как бы атмосферно ни выглядел авторский паблик, а на страницах книги - отчётливо видна неумелость, и не только в раскрытии аутентичного мира и персонажей, но и в создании истории вообще, в её развёртывании и преображении гг-попаданки и бледной поганки в кого-нибудь стоящего.