Больше рецензий

Silviabianca

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2012 г. 17:56

246

3

С моей любовью к английским детективам и особым почтением к Конан Дойлю реакция на этот сборник удивляет даже саму себя. Первой моей мыслью, когда я встретила "Архив Шерлока Холмса", была следующая: "О, Господи, какое счастье, неужели я что-то не читала о нем?!". А по итогу меня не отпускает некоторое ощущение недоумения.
Итак, обо всем по порядку. В первую очередь, хочу сказать, что сборник очень неровный. Некоторые рассказы, как то "Загадка Торского моста" или "Москательщик на покое", - это классический дедуктивный метод в исполнении великого сыщика. Хотя в первом из упомянутых как-то легко угадалась правда, но в целом они представляют собой яркие образчики того, за что в общем-то я и полюбила Холмса и классический английский детектив - нестандартное описание простых вещей, умение сопоставить самые мелкие детали и взглянуть на них совершенно нетрадиционно, удивив читателя развязкой. Про себя я всегда сравнивала подобные детективные истории с процессом собирания мозаики - вроде бы ты наблюдаешь за процессом одновременно с сыщиком, но то, какой в итоге предстает общая картина паззла повергает тебя в глубокое удивление.
Есть достаточно проходные вещи, как то "Три Гарридеба" или "Знатный клиент". Да, это детективные истории, да есть загадка, да Холмс проявляет замечательную наблюдательность, но... на мой взгляд, будь все истории о нем такими, они не стали бы классикой детектива: все достаточно предсказуемо, хоть и качественно.
Особенно мне хотелось бы остановиться на двух рассказах из сборника: "Человек на четвереньках" и "Львиная грива". Стараясь не писать спойлеров, скажу только одно: практически любую загадку можно объяснить полуфантастической выдумкой. Придумать каких-нибудь мифических чудовищ, загадочные снадобья или таинственных призраков. Это самый, по-моему, простой способ. Намного сложнее (и это, повторюсь еще раз особый талант и отличительная черта хорошего детектива) из совершенно невероятных улик и обстоятельств соткать такое логичное и цельное полотно, что у читателя рождается только одна мысль: "Ну, как я мог не догадаться?!" В общем показать историю просто под другим, нестандартным взглядом. Вот от этого захватывает дух и ты бежишь искать новое произведение автора. Так вот в упомянутых двух рассказах Конан Дойль, как по мне, просто изменил самому себе и ушел в какую-то совершенно нежизненную выдумку.
Ну и еще один рассказ "История жилички под вуалью" породил во мне единственный вопрос: что это было? Никакого детектива, никого расследования, просто рассказ женщины Холмсу о детективной истории в ее жизни. Грустная история, неплохо задумано само преступление, но, миль пардон, где детектив, где тайна?
Резюмируя хочу сказать, что сама не ожидала от себя подобной реакции и искренне надеялась на огромное удовольствие от неожиданной встречи с любимыми автором и героем, но увы... Это не полное разочарование, но совершенно не те ощущения, что подарили мне, к примеру, "Записки о Шерлоке Холмсе".

Комментарии


Я тебе напомню, что Мэтр неоднократно пытался забросить ШХ, потому что он ему надоел, даже в водопад его сбрасывал. И только по требованию почтеннейшей публики возвращался и возвращался к нему. Скажем спасибо, что есть шедевры, и забудем про проходные вещи.


Помню-помню, просто так хотелось удовольствия от встречи с таким любимым персонажем, и, как я написала выше, в некоторых рассказах оно было, но...


Вот за это я сборники не сильно жалую - и замечательные рассказы попадаются, и откровенно проходные. А когда дело касается таких авторов, это вдвойне разочаровывает.


Да, как-то так. Хотя в небольших рассказах тоже есть своя прелесть: талант автора раскрывается с другой стороны, когда он творит в формате малой прозы.


Проблема в том, что о них сложнее составить мнение - вот этот рассказ безумно понравился, а тот с трудом дочитала, хотя всего 10 страничек. А по итогу - ни о чем не говорящее "нейтрально".
Ты мне, кстати, название одного рассказа задолжала.


Рассказ - "Загадка Торского моста".
А о малых формах - я имела ввиду, что если удается, то в небольшом объеме нарисовать яркие и цельные характеры и законченный сюжет сложнее, чем в повести или романе.
Но если оценивать сборники, неровные по составу, то ты права, общая оценка нивелирует впечатления от отдельных произведений.


Мое тебе спасибо. :)
Ну да, я согласна - для того, чтобы написать прекрасный рассказ талант нужен особый. Неудивительно, что многие мастера романов прокалываются с малыми формами.


многие мастера романов прокалываются с малыми формами.


Факт. Именно это и хотела сказать.