Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2021 г. 20:28

182

3

Это вся наша жизнь, каждая история - это отдельная жизнь, и каждая отдельная история может быть чьей-то жизнью. Казалось бы, какой-то непонятный круговорот слов. И главное зачем? Но вот именно таким для меня предстало это небольшое произведение. Ты будто перечитываешь бесконечные предложения про больных слева-направо и справа-налево, но звучат они будто одинаково в любом направлении. Но с другой стороны - этот текст будто сплошные противопоставления. Но давайте немного оторвемся от абстрактности и посмотрим на героев.

Посмотреть ведь есть на кого, какими не были они на страницах, но этот текст про реальность, про людей, искавших себя в себе и в жизни. Эта бесконечная (не смотря на свой объем) история про дружбу Томаса Бернхарда с Полем Витгенштейном, человеком странной судьбы, гением или безумцем своего времени. Мне эту тайну, правда, так и не удалось познать. Может быть дело в том, что я видела лишь один взгляд на человека (друга), слушала длинный монолог про человека, которому Томас не все успел рассказать о жизни. Монолог, наполненный тоской и печалью, сожалением об ушедшей прекрасной дружбе.

Вначале мы встречаем одного легочного больного, Томаса, и слышим меланхоличный текст о тленности больничных будней, о том, как люди уходят или их увозят из жизни, и почему-то краски вокруг кажутся тусклыми и серыми. Ты будто сам ощущаешь холод больничной стены, одиночества и страха смерти автора. Мне казалось, что Томас ищет смысл: а стоит ли ему жить, стоит ли продолжать терпеть эту жизнь. В какой-то момент он становится совсем прозрачным и готов превратиться в приведение, пока одна вдохновляющая дама не приносит крупинку светлой памяти и напоминает автору, что не все может быть потеряно. Томас будто оживает, поняв что совсем недалеко, в соседнем корпусе в "тюрьме" томится его друг, его душа, Пол. Тот, с кем они говорили всегда и много. То, ради чего ему будто и хочется жить вновь, чувствовать радость встреч, теплоту споров, нежность в общности тем и мнений.

И тут текст наполняется другими смыслами и красками, начинается игра (суть которой мне не дано постичь). Автор начинает противопоставления, но в совершенно замысловатой и будто сумбурной форме. Предложения становятся бесконечными, они длятся, запятые не заканчиваются, обороты усложняются с каждой секундой. Пауз нет. Жизнь разгоняется и набирает бешенные обороты, чтобы успеть вспомнить прошлое, пожить настоящим и возможно забыться в будущем. Томас говорил и говорил. Он пытался передать каково это, быть Полом, уродцем в богатой семье. Как это, жить с психическим расстройством и знать, что однажды оно тебя погубит. Потому что саморазрушение неизбежно - жизнь в бесконечных мыслях и размышлениях об этой самой жизни приведет к краху, самоуничтожению себя самого. Мне показалось, что автор все свое повествование о друге пытался понять была ли его тяга к философии безумием, или философские размышления и есть сама суть безумия, а может быть эта лишь малая часть гениальности, которую невозможно постичь. И вообще, существует ли какое-то различие между этими понятиями, и может ли гениальность существовать без безумства. Томас Бернхард, несомненно, легко справляется с игрой, вплетая городские истории и размышляя как прекрасно в глуши, как прекрасно быть здоровым, но при этом находя какие-то положительные стороны в больничном крыле. Автор противоречиво прекрасен и откровенно непонятен.

Вся конечная история дружбы все же трагична и тягуча. Все же Томасу не удается в полной мере понять друга и принять его. Пауль размывается, его мысль растекается слишком далеко, он теряется в беспечности и бесконечности. Он становится пятном, который легко смывается дождем. И поэтому, лишь после осознания потери друга рассказчик будто пытается вернуть и возродить его, показать каким он был настоящим, противоречивым, добрым, веселым, открытым и в тоже время таким далеким. Показать, как в этом исключительном для него человеке совмещались тонкие чувства, чувственность, к этому миру, как он при этом был одержим театром и музыкой, хотя последней больше. Рассказать, пока Томас и сам не стерся из истории, истории жизни. Пока он сам вдруг однажды не стал безумцем и не пропал в мире своих ожиданий.

Но помимо монолога о дружбе и человеке, автору удается показать и окружающий их мир, показать общество и свое отношению ко всему. Признаюсь честно, каким было то общество и круги, в которых вертелись герои истории я сказать не могу. Может быть они и правда были пустышками, верящими в помпезность, важность всевозможных наград, количество премий и понятных лишь членам жюри признаний. А может это всего лишь его фантазии и взгляд на мир, какими автор видел и воспринимал всех вокруг. Был он прав или нет - судить не могу, потому что они все герои не моих романов и восприятий.

В рамках игры "Долгая прогулка 2021"
ДП 2021 аватар