Больше рецензий

19 февраля 2021 г. 18:50

293

5 Бешеный и ненасытный военный и политический гений

Книги Михаила Елисеева мне нравятся, поэтому историю жизни Александра III, царя Македонского, более известного как Александр Великий, я решил прочитать именно в его изложении. И ни разу об этом не пожалел.

Первое, чего мне так хотелось получить от автора, так это рассказ по существу истории, а не в очередной раз расхожие байки, мусолящие грязные темы на пустом месте. Михаил Борисович удовлетворил меня здесь полностью. Я отметил в книге много отсылок к прямым цитатам основных исторических источников, и только там, где нет никаких сведений, о позволил себе поделиться своим личным мнением, с которым каждый может согласиться или нет. Если чего-то в этих источниках не сообщается, значит мы оставляем это в качестве слухов, легенд и прочей мишуры.

Больше всего в книге Михаил опирается на два источника из Арриана и Курция Руфа. Один из них (Арриан) сам был военным и потому очень уважает своего героя. У второго (Курция) повода искать симпатии в герое нет. Такой расклад очень удобен для того, чтобы разобраться в сложных и запутанных ситуациях.

Михаил Борисович проявил себя как настоящий беспристрастный историк, пытающийся найти самое верное историческое зерно в тех далеких событиях. Конечно, есть и более сложные исследования различных документов на основе сравнения источников. Возможно, Михаил Борисович с ними был знаком, поэтому какие-то соображения выдает нам уже в готовом виде. А возможно, он всё же упустил кое-что из виду, поскольку тема очень сложная и обширная.

Второе, что мне хотелось получить от данной книги: получше познакомиться именно с военной тактикой Александра, разобраться в его военном и политическом гении, вокруг чего было сложено столько легенд.

Здесь Михаил Борисович меня также удовлетворил, хотя в политическом отношении он показал гений Александра все же несколько лучше и увереннее, чем в военном. Ключевые сражения, такие как битва при Гавгамелах, мне пришлось посмотреть на канале BazBattles.

Пусть и на английском с субтитрами, зато когда видишь всё наглядно — это в тысячу раз понятнее, чем объяснения Михаила какой фланг с какой стороны кто и куда двинулся.

Конечно же история Александра Македонского уже давно обросла мифами и легендами. Читая эту книгу, отметил, что многие события и яркие сцены из его жизни уже были мне хорошо знакомы и прежде. Но все они пришли через чтение не очень серьезной литературы в детстве и просмотра многих сомнительных фильмов, в том числе и фильма Оливера Стоуна, который я считаю слишком распутным и пропагандистским.

При чтении данной книги, при общении с ее автором, который много времени посвятил изучению темы античности, картина тех далеких событий нарисовалась совсем иной, но как мне кажется, более похожей на истинную.

При описании военных походов и схваток Александра Македонского, мне очень глубоко в душу запали 3 сцены, настолько сильно, что я как будто отчетливо увидел их перед своими глазами.

ПЕРВАЯ СЦЕНА
Это сражение при Иссе и первое бегство персидского царя Дария. Автор настолько красочно описал бешеное и безумное лицо Александра Македонского, который обуянный яростью двигался на царя Дария, что мне показалось, как я увидел его своими собственными глазами. Это не лицо человека…

ВТОРАЯ СЦЕНА
Такое же звериное, но еще более остервенелое лицо Александра Македонского, который вновь стал сближаться с колесницей Дария, чтобы убить его, но уже в битве при Гавгамелах. И опять этот исступленный взгляд и измазанное кровью в битве лицо, бешеные глаза и неистовство. Как и в первом, так и во втором случае, царь Дарий не смог выдержать этого взгляда и бежал с поля боя. Мне показалось, будь я там на месте Дария, то скорее всего пустился бы наутек точно также, потому что это лицо Александра было просто не человеческое, а какое-то дьявольское…

ТРЕТЬЯ СЦЕНА
О которой я совсем не знал до прочтения этой книги, случилась при походе царя Александра вниз по течению реки Инд, в которой состоялась битва с племенем маллов (и их союзников оксидраков).

Здесь Александр Великий показал удивительную отвагу и доблесть, учитывая недавние события, в результате которых ему пришлось повиноваться воле солдат и развернуть свою армию на Запад, закончив путь на Восток.

Оставшись на вершине крепостной стены, в ходе ожесточенного сражения, он спрыгнул с нее не в сторону своих войск, а в самое пекло врагов внутри крепости, чем подверг свою жизнь самой большой опасности за все время многолетних походов.

Как сообщают об этом многочисленные источники, Александр этим своим поступком очень воодушевил азиатских воинов его армии, которые сильно ценят в предводителе мужество и храбрость. Образ полководца, который один бросается в гущу сражения против сотен врагов — сильный и вдохновляющий пример бесстрашия и отваги.

После этого, я смог простить Александру Македонскому даже подлый поджег невольника, обмазанного нефтью ради развлечения или его жестокое убийство евнуха Батиса, возглавлявшего оборону крепости Газа.

Без сомнения, также очень широким и великодушным жестом выглядит награждение им побежденного царя Пора многочисленными дарами и землями, царствами, в честь его храбрости и честности, так что в результате своего поражения индийский царь Пор за свою отвагу, бесстрашие и мужество, получил даже больше, чем если бы одержал в сражении победу.

Большим открытием для меня в этой книге стало подробное описание автором военного и государственного гения царя Филиппа II Македонского, отца Александра III, который сумел за очень короткое время превратить свое маленькое и захудалое царство в крепкую страну с самой мощной армией в регионе. Еще нигде я не читал такого подробного описания жизни Филиппа, который заметно вырос в моих глазах и в некотором отношении заставил уважать себя не меньше, чем гений Александра Великого.

И все же, несмотря на эти яркие картины, кое-что я так и не смог получить в этой книге, но, возможно, в этом нет вины автора.

Я не смог сложить полноценный исторический и психологический портрет Александра, понять лучше его внутренние мотивы. Михаил Борисович упорно старается отделить мифы от реальности, а больше всего психологией окрашены как раз таки мифы и легенды, которых об Александре сложено очень много. Этот немного сухой образ, военного и политического гения, созданный на основе самых первых исторических трудов, всё же не дает нам возможность лучше увидеть внутренний мир великого полководца.

Но одно качество ясно и отчетливо проглядывается: немного дикое и варварское пристрастие к роскоши и попойкам (характерное видимо вообще для той эпохи), некое неистовство натуры, которое просто не позволяло Александру смотреть чуть дальше в будущее.

Уничтожение записанной на 10000 шкурах Авесты золотыми чернилами, сожжение царского дворца Персеполиса во время банальной попойки — всё это варварские и дикие поступки, не достойные культуртреггера, сколько бы новых городов он впоследствии не основал. В этом отношении Александр мало отличается от безбожных большевиков, взорвавших Храм Христа Спасителя в Москве и Кафедральный собор Александра Невского в Вятке, являющихся жемчужинами архитектуры, или орд арабов, сжёгших уникальную коллекцию свитков Александрийской библиотеки.

Сегодня Александр Македонский является очень популярным и раскрученным образом великого полководца и стратега не только в России, но, возможно, и во всем мире.

Однако недавно я понял, что это очередной перекос в сфере установления ярлыков и брендов. Мы продолжаем жить в мире надуманных концепций, а потому ориентируемся больше не на собственные заключения, а на установки, полученные от родителей, от учителей, преподавателей т.п. Наш талантливый Саша Грибоедов уже изрек свою вечную фразу из уст Чацкого: А судьи кто?

Только народ так и продолжает пребывать в дремучем невежестве. Все это порождает цепочку распространения ложных концепций в обществе на протяжении целых веков, а выбраться из этих крепких объятий люди не способны, потому что среди них почти не встречаются сильные и независимые, думающие личности.

Все это я пишу к тому, что абсолютно не согласен с той оценкой личности Александра Македонского, которую ему дали историки, и считаю его, хоть и основателем империи, развалившейся сразу после его смерти, тем не менее человеком очень диким и варварским, который мог для забавы облить подростка бензином и поджечь, чтобы посмотреть как тот будет гореть, или по пьяни сжечь один из самых чудесных дворцов в мире.

В этом отношении его даже близко нельзя поставить с очень интеллигентным, высококультурным, добрым, и даже не побоюсь этого слова божественным полководцем, которым был Публий Корнелий Сципион Африканский, завоевавший Испанию, Карфаген и Анатолию, и по своему размаху сделавший нечто более грандиозное, чем даже Александр Македонский.

В отличие от последнего, империя Сципиона не развалилась, а превратилась в одну из самых грандиозных держав прошлого. И хотя этих людей разделяет всего 100 лет истории, первый возведен в ранг иконы, а о втором общество до сих пор не знает практически ничего. То же самое произошло и в отношении возвеличивания роли Иисуса Христа и замалчивании фактов о жизни Аполлония Тианского, во много раз его превосходящего.

Оригинал рецензии