Больше рецензий
8 сентября 2012 г. 22:30
710
3
РецензияПервое знакомство с творчеством Сорокина. Едва ли можно назвать его удачным - собственно, как и попытки автора состряпать некую стилизацию под прозу золотого века русской классики. Попытки эти не принесли сколько-нибудь впечатляющих плодов: они так и остались попытками, сходства с классической прозой в целом достигнуто не было (разве что весьма и весьма смутное и отдалённое). Текст Сорокина напрочь лишён особого духа, присущего русской классической литературе позапрошлого столетия, атмосферу которой он безуспешно стремился воссоздать. Тем не менее, язык повествования сам по себе вполне добротный и ладный (за исключением некоторых не вполне уместных матерных "вкраплений") - за это надо отдать должное автору. Если бы Сорокин в своём тексте не отступал от канонов и традиций постмодернизма, к которому вроде как относится его творчество, и не "уклонялся от курса", зачем-то пытаясь подражать почерку (или, скорее, пародировать его) некоторых русских классиков, получился бы вполне приемлемый и удобоваримый литературный продукт.
Нельзя не отметить потрясающую безыдейность "Метели": повесть равнодушно взирает на читателя безликой пустотой. Удивительная идейно-художественная невзрачность.
Сознание после прочтения этой книги являет собой один из пейзажей произведения: безупречно белую снежную равнину.
Второстепенные персонажи совершенно бесхарактерные, а главные хоть и более примечательные, но без искры.
Эпизод пребывания доктора (одного из главных героев) в котле с кипящим маслом и описание повадок живописных миниатюрных лошадок - вот, пожалуй, единственные привлекательные черты сей повести (помимо языка повествования, отмеченного выше).
P.S. Прочитано в рамках флэшмоба "Дайте две! Третья волна (Август-Октябрь)".
Комментарии
было бы странно, если бы в тексте нашего современника мы уловили тот самый дух. У каждого времени он -- особый.
Да, согласна.
У Сорокина тоже был бы особый и неповторимый, если бы не попытки подражания духу иному.
Постмодернизм -- это уже подражание. Стилизация. Литературная игра. В этом Сорокин преуспел, в "Метели", в частности. Не нужно ждать от его творчества того эффекта, который дает нам русская классика; у него другие цели.
Мне это подражание показалось крайне неубедительным, блёклым и каким-то бесцельным. Подражанием ради подражания.
Но это сугубо субъективное восприятие, конечно.
Ваша рецензия идеальным образом описала мои впечатления от книги. Ближе к концу появляется ощущение обманутости: а где ж идея, сюжет-то где? Это было и мое первое знакомство с Сорокиным.
Да, многообещающее начало, обернувшееся идейным "пшиком" в финале, вызывает именно чувство обманутости.
потрясающе безыдейная рецензия
Потрясающе безыдейный коммент;)
Согласен. Не понятно как столько плюсов набрала. То что повесть не удовлетворила читателя виноват читатель, а не писатель. Если это зовется рецензией, то я - испанский летчик
Так Сорокин скорее художник, чем писатель. Книги его тоже на картины похожи - здесь, например, картина метели и снежной зимы. А художник может заключать какую-то идею в картине (а может и не), но точно не будет писать её текстом на холсте.
А это уже претензии не к Сорокину, а к его героям. Тот же мельник - раз о нём сказано, что он любит выругаться, то это должно быть показано, "ружьё должно выстрелить". Достоевского же не обвиняют в убийстве и безнравственности за то, что он описал теорию Раскольникова и процесс убийства им двух людей. Так и тут - автор за героя неотвечает, так как тот в придуманном мире - самостоятельная личность.