Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

17 февраля 2021 г. 22:41

548

4 Хоть для Гермеса, хоть для Афродиты

Классная книга! Похожа на женский роман, но нет. И не мужской. Как бы это правильно назвать? Вот: гермафродитский!

Очень хорошо описаны тонкости чисто английских взаимоотношений в поместье Коулд-Эшхоулт. Может, название и означает «прохладная ясеневая роща», но, как хотите, а у меня оно ассоциируется в первую очередь с 'cold asshole' :))) Ну да, как говорила моя бабушка, каждый понимает в меру своей испорченности.
Но всё остальное классно. Например, когда джентльмен совсем не в себе и полностью потерял самообладание, он может сесть за стол почти что прежде дам. Ну прелесть какая, теперь таких джентльменов больше не делают :)

Феминистки...
Да, они сильно изменились за сто лет. И тогда феминистки встречались разные, но в целом их цели были мне более понятны.
В принципе ничего нового мне не сообщили, но эмоционально я много приобрёл.

Теософ несёт ахинею, которая, как мне кажется, очень близка и многим из моих современников. Современниц в основном. Прошу прощения у читательниц: я не обо всех, а только о многих.

В целом написано хорошо, хотя дешёвые литературные приёмы тоже встречаются.

Она пробежала глазами несколько статей, закусив от изумления губу и тараща глаза. Теперь она смутно припомнила, что краем уха слышала что-то об этом деле, но было это утром за завтраком, когда она бездумно смотрела телевизор, на самом деле пропуская все мимо ушей. Ничего удивительного, что он не желал говорить с журналистами. В последние полгода они его истерзали.

Будьте уверены: продолжение последует. Но только не сейчас, а через сотню страниц. Предполагается, что до этого читатель будет с замиранием сердца ждать и надеяться. Может, я и буду ждать с замиранием сердца. Но также и с отвращением к банальности литературной техники.
Персонажи психологически достоверны, развиваются. Это совсем не всегда сегодня считается важным, но я люблю. Плюс ко всему, я думаю, душевные движения женщины так может описать только женщина. Никакой Достоевский так не сможет, не говоря уж обо всех других.

Самая крупная моя претензия к автору такая: 2011 год в книге абсолютно лишний. Его автор добавила, как мне кажется, по двум причинам. Первая: чтобы было длиннее. Вторая: чтобы отказаться от не модной нынче линейности повествования. Современность совсем ничего не добавляет к истории. Это явная сущность сверх необходимого. Мода модой, но драма 2011 года не идёт ни в какое сравнение с трагедией года 1911. Видимо, мы за сто лет измельчали.
С современностью намного лучше перекликается описание манифестация двенадцати суфражисток в 1911 году:

Закон не запрещает делать то, что делали мы, если стоишь на тротуаре. Но если ступишь на мостовую, то это называется препятствованием движению, и тогда тебя забирают в участок. Стоять на тротуаре и выкрикивать лозунги не преступление. А встать на шаг дальше и делать то же самое — преступление. Какой справедливый и разумный закон! Так что полицейские, которые там были, начали нас сгонять. Я сначала не поняла, что происходит. Полицейские взялись за руки и двинулись на нас очень медленно. Шаг за шагом они надвигались минут двадцать или даже больше. Пока не пришлось выбирать: падать им под ноги, влезть друг другу на плечи или же сойти на мостовую. Мы сошли, и нас арестовали. Всех до единой.

Вот где преемственность поколений. Сегодня для подавления недовольных власть использует аналогичные методы.

В общем, книга отличная.

Спасибо sleits за рекомендацию :)

Комментарии


Мне тоже линия 2011 понравилась гораздо меньше. Но, мне кажется, задача у нее была иная, а не только следовать моде на параллельные истории - линия 2011 удерживает интерес читателя к линии 1911, все время подкидывая вопросы - что за письма? Кто убит? Что и где спрятано? И тд. Да, эта линия ее такая яркая, но мне очень понравился финал, точнее сцена на кладбище.


Мне трудно давать советы писателям, но были люди, которые обходились без таких трюков. Сцену на кладбище легко можно было бы исполнить и в 1911 году, например, с участием Софи Белл :)


Персонажи психологически достоверны, развиваются

Если этого нет, я бросаю читать
Я начинала эту книгу слушать как-то давно. Думаю, неплохо, лучше буду в бумаге читать. А потом что-то о писательнице тут услышу, там услышу, больше конечно о "Наследстве" и решила я, что жЭнская книжка и читать я её не буду. А тут вот вы меня озадачили


Сам остался озадаченным :)))
Кэтрин Уэбб постепенно добавляет черты персонажам, и в конце они значительно отличаются от начальных схематичных набросков. Это мне очень понравилось.
Ну и плюс ещё в том, что история правдоподобная.
Рискну рекомендовать :)


Но там же ещё какая-то детективная составляющая?


Это как раз и есть сущность сверх необходимого :) Преступление произошло в 1911, а наказание в 2011.
Весь 2011 год совершенно лишний, на мой взгляд. За "отчётный период" все успели умереть.


Т е. 2011 это такая фиктивная попытка автора восстановить справедливость? Вроде ну вот, смотрите, все же получили по заслугам, добро восторжествовало?


Насчёт добра не уверен, но любовь в 2011 году, слава богу, случилась. Всё по канонам Голливуда русской народной сказки :)
Может быть, мы мельчаем, но персонажи 2011 года не идут ни в какое сравнение с теми, что действуют за сто лет до них.


И в чем же, как вам кажется, "мельчаем"? Я вот как раз дослушала "Незнакомку" Энн Бронте, а там в конце герой сокращается, что до воссоединения с любимой ему ждать год, ибо она вдова (он ждал столько же пока она ею стала). И там такие речи, такие признания, что я думаю, а было ли у них по-другому? У нас же, собственно, как? С началом брака много чего другого заканчивается. И вот я думаю, люди прошлых веков "чувствовали чувства" все-таки более качественно, чем мы сейчас или все так же? Просто устои, правила поведения накладывали свои особенности на все эти словоизлияния, а в наше время необязательно так уж распинаться)) Или же Фаулз был прав, сказав, что вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств?


Говоря об измельчании, я имел в виду, что описанные в книге страсти образца 1911 года (например, вокруг суфражисток) просто невозможно сравнить и дурацкой историей года 2011 про любовника-козла :)

Об измельчании чувств думаю, что наши эмоции за последние 50,000 лет не сильно изменились. Изменились их проявления. В последнее время всякие BLM, MEETO, Occupy the Wall Street и т.п. пользуются методами, напоминающими дикарские. Активисты-то думают, что это прогресс, а на самом деле возврат к истокам.
Для этой сущности есть хорошее слово: фундаментализм, т.е. возврат к основам, к фундаменту. Например, al Qaeda как раз и значит "база, основа", насколько я знаю.

Если же ближе к нам с вами, то тут, по-моему, играет роль совсем другой механизм.
Эмоции со временем слабеют, это факт. То, что вызывает у нас живые чувства в возрасте 20 лет, в 60 трогают куда меньше. Вот и возникает ощущение, что всё мельчает. На самом деле не всё, а только мы сами.
Если сделать поправку на этот фактор, останется, я думаю, снова тот же вывод: эмоции не меняются.

Вот что меняется быстро и сильно, так это литература. Романтики любили описывать, как люди падают в обморок, плачут и даже умирают по абсолютно смехотворным причинам. Мы этого от них ожидаем и принимаем такое поведение как естественное.
Обломки романтизма существовали в литературе аж до конца XIX века. Потом литературные дворники их убрали и сдали в утиль. Настало время других методов.
Если сегодня кто-нибудь станет писать в стиле романтиков, читатель не будет радоваться. Будет фигеть и кидаться тапками :)

Вот такую гипотезу я только что изобрёл с вашей подачи :)


Об измельчании чувств думаю, что наши эмоции за последние 50,000 лет не сильно изменились. Изменились их проявления

Лучше и не сказать нельзя.
Про "дичь" и рассуждать не будем, а то ещё, чего доброго, заблокируют нас))

Если сегодня кто-нибудь станет писать в стиле романтиков, читатель не будет радоваться. Будет фигеть и кидаться тапками :)

В романтическом стиле, наверно, да, не пойдёт сейчас. А вот наследие английского викторианства, на мой взгляд, заходит очень даже хорошо, если подразумевать поздних викторианцев типа Голсуорси. Пример тому популярность романов "Нормальные люди" Сали Руни и серии детективов о Корморане Страйке. По-моему, они чётко наследуют детальность и неспешность стиля викторианской литературы.
Кстати, Pavel, вот вас, мужчину, что заставило прочесть нарочито "женский" роман Уэбб? И последний вопрос "будете ли читать главную книгу весны, как её окрестили на просторах телеграмма, "Мою тёмную Ванессу"?


Я не знал, что Кэтрин Уэбб написала женский роман. Да и сейчас так не думаю. Да и вообще, почему бы не прочитать женский роман, если поступила хорошая рекомендация?
Про "Мою тёмную Ванессу" слышу впервые. Рекомендациями каналов или профессиональных критиков не интересуюсь. Вот если вы, Наталья, напишете хорошо об этой книге, я ею заинтересуюсь. Может, и прочитаю :)


Я не сторонник гендерного деления в литературе, хотя и не такой рьяный, как это сейчас бывает )) К примеру, всегда приятно видеть мужчину с томиком "Унесённых ветром". А "Тёмную Ванессу" начала читать , потому что как-то изо всех утюгов. Написано бодро , тема скандальна. Посмотрим.