Больше рецензий

16 февраля 2021 г. 21:25

626

4

Безусловно, «Женская война» не самый сильный и яркий роман Дюма. Но даже не лучший Дюма - это всё равно Дюма. Он по-прежнему мастер инстриги, не допускающий провисаний сюжета, нестреляющих ружей и замедлений действия. И он же по-прежнему невнимаетльный к деталям творец легковесного коммерческого чтива, у которого Луи Каноль через несколько глав лёгким движением руки превращается в Рауля Каноля: ) Ну и что, не за точные паспортные данные персонажей мы любим Дюма.
Герои тоже классические дюмовские, т.е. половина героев - возвышенные благородные персонажи, половина - комические. И хотя обычно я люблю у Дюма и тех, и других, в этот раз моё сердце однозначно было отдано главному комическому антигерою Ковиньяку. При всём своём занудстве и симпатии к «серьёзным» персонажам перед этой наглой мордой я устоять не смогла. Особенно выигрышно Ковиньяк смотрится на фоне достаточно бесцветного Каноля, который в зависимости от ситуативной авторской нужды то превращается в благородного романтического героя, то в безвольного юношу бледного, просто подчиняющегося силе влюблённых в него ярких женщин. Невольно возникает вопрос, что они в нём нашли?
А ещё, Ковиньяк - идеальное олицетоврение эпохи, олицетворение Фронды принцев, эпохи продажной и беспринципной. Поведение Ковиньяка - это наиболее адаптивный, наиболее соответствующий времени способ жить. Ну что ж, какая эпоха, такие и герои.
Каноля в принципе тоже можно считать олицетворением времени. Он разорван между двумя женщинами и двумя партиями, склоняясь то к одной, то к другой под влиянием минуты. Ну а что, разве не были эти партии схожи между собой? Ещё как были. Да, с исторической точки зрения я за Мазарини, за укрепление абсолютизма и подавление дворянской оппозиции, ну а с точки зрения не отягощённого теориями наблюдателя обе они хуже. Поэтому и трагична судьба Каноля попавшего в жернова этой политической борьбы между двумя помирившимися в итоге партиями. Типичная история всех рядовых участников всех фронд.
Вот за такие изюминки, за умение создать портрет эпохи просто развитием сюжета, не описывая историческую ситуацию открытым текстом, я Дюма и люблю. Да, ещё при повторном прочтении заметила, что Дюма ненавязчиво указывает, притом даже дважды, кто этот банкет оплачивал - крестьяне Клэр, ведь это собранные с них подати преподносит очаровательная виконтесса де Канб принцессе Конде. Ну а уж их судьба была ещё печальнее канолевской.
В общем, историчекая часть романа меня увлекла гораздо больше романтической. Романтичекая воспринималась откровенно как некая условность, как необходимый элемент старого доброго французского романа: все очень благородны, очень несчастны и любят друг друга больше жизни. Но я французских романтиков люблю, мне это впечатления не портит.