Больше рецензий

16 февраля 2021 г. 15:19

225

5 Автор трудилась для читателя!

Почему я почти не читаю современной прозы? Да потому, что в 99% произведений автор забывает о читателе. Я почему-то всегда думал, что победа автора состоит в том, смог ли он заставить читателя думать и чувствовать, переживать сюжет вместе с героями и, может быть, что-то изменить внутри себя и в своей жизни. Или найти в произведении ответ на какой-то свой вопрос. Но нет, нынешние авторы не напрягаются, выстраивая события так, чтобы читателю было комфортно думать. Темп их произведений мотается, как цветок в проруби - в соответствии с тем, как неуемная и часто примитивная, поверхностная фантазия несет автора по пням и корягам. В чем-то это, быть может, оправдано. Люди сейчас привыкли к яркой обертке и простому-действенному, но одноразовому содержимому. К сожалению, и многие нынешние авторы стремятся вызвать эмоции читателя с помощью рек крови, яркой демонстрации человеческой гнуси и собственных эротических фантазий.
Работа Наташи Ридаль удивила меня и согрела именно тем, что автор трудилась для нас, читателей! Это исторический детектив. Значит, автору предстоит погрузить нас в атмосферу давно минувших дней, напомнить нам о всех тех особенностях, которые царили в отношениях людей и общества того времени? Особенностей немало. Современное общество совершенно непохоже на прежнее. Помимо этого, у нас здесь еще и детектив! То есть, автор собирается играть с читателем в многоуровневые загадки. Поверьте, балансировать сюжетом в стиле исторического произведения, да еще и детектив ладить - задача сложная. Как же автор справляется с ней?
Темп разматывания сюжета похож на какой-то очень большой и комфортабельный пассажирский лайнер - он плавно-плавно разгоняется по полосе, чуть вздрогнув, отрывается и спокойно взлетает. Можно отстегнуть ремни, закурить, выпить винца и наслаждаться разворачиванием событий. Наташа Ридаль неспешно рассаживает своих героев перед нами, кого-то ближе, кого-то в стороне. Но мы же знаем, что это детектив, а значит, автор спрячет убийцу в садовника или дворецкого. Но так ли это? И вот тут-то, одновременно отвлекая наше внимание переживаниями главной героини, отношениями ее с окружающими, на столе появляются загадки. Словно блюда. Блюда подаются четко по времени, для корочки хлеба свой промежуток (всего несколько слов), а для кулинарного изыска - целая глава, никто никого не торопит, есть время отведать и подумать. Или, если хотите, не загадки, а игрушки. Маленькие, большие и средние. Это выступы сюжета, на которых читатель и будет строить свои версии разгадки. При этом, не забывая удерживать плавный ход событий, в сюжет добавляются новые и новые краски, так, что произведение постепенно захватывает читателя. Иногда события чуть замедляются, чтобы мы успели попробовать новое блюдо и включить его в свои размышления и попытаться угадать, что автор прячет в рукаве для нас. Иногда чуть ускоряются, чтобы нам не было скучно. И в финале автор честно, собрав всех вместе - и героев и читателей - открывает каждую карту и озвучивает ответ на каждую загадку. Момент похож на тот, когда одновременно пригодились все найденные в игре артефакты - они просто, гениально и красиво складываются в один ответ.
Работа замечательна прежде всего тем, что Наташа Ридаль достигла своей цели - произведение создано для читателей. Это действительно детектив и действительно исторический.