Больше рецензий

15 февраля 2021 г. 11:52

4K

3 Ну такое

Истории, которые происходят во время природных бедствий, эпидемий или зомби-апокалипсисов хороши тем, что они дают автору возможность постоянно проверять персонажей на прочность, ставить перед ними моральные дилеммы, с которыми многие люди в обычной жизни никогда не столкнутся. Можно ли оставить соседку умирать за дверью, ведь она, скорее всего, заразная? Хватит ли смелости зашить рану, если ты не умеешь это делать? Как отказать людям с детьми в продовольствии, если у тебя тоже есть голодные дети?

Проблема “Вонгозера” в том, что Анна, главная героиня, решает эти моральные дилеммы умозрительно. Справляться с трудностями приходится другим персонажам – Серёже, Ире, “папе”, даже Мишке, хоть он и подросток. Аня просто находится в нужном месте в нужное время, чтобы видеть, как они принимают сложные решения. Такая пассивность, конечно, жизненна, не всем же быть героями, но не этого мне хотелось от книги, не этого. Меня не смущает то, что Аня часто ноет и про себя огрызается на семью, соседей и знакомых, а также пользуется приёмами пассивной агрессии. Неидеальные женские персонажи имеют право на жизнь.

Меня смущает то, что Яна Вагнер не дала ей ни одного момента, в котором был бы виден яркий рост характера. Все читатели стебутся над хорошим, в общем-то, эпизодом, когда Аня разговаривает с мужем:

— И знаешь что, — сказала я, внимательно разглядывая резиновый коврик с талой водой у себя под ногами, — хватит уже называть меня «малыш». Мне тридцать шесть лет, у меня сын шестнадцатилетний, никакой я, к черту, не малыш.


Почему? А потому что хороший эпизод перестаёт быть хорошим в контексте: только что Аня закатила истерику из-за того, что Серёжа и остальные едут в никуда, они все замёрзнут, умрут от голода, надо возвращаться назад, это безумие. А Серёжа разводит руками и говорит: малыш, ну какая же ты дура психованная, смотри, к нам тут сюжетный рояль выехал, а значит, я прав. Читатели видят, что Аня заистерила на ровном месте, а потом сказала, что она взрослая, самостоятельная женщина. И это самый яркий её поступок за всю книгу. Я считаю, что это просто нечестно со стороны писательницы.

Не сразу поняла, почему в новом сериале-экранизации “Вонгозера” главным персонажем сделали Серёжу, а не Аню, но после прочтения книги становится очевидно: нужен персонаж, который что-то активно делает и решает. Возможно, в “Живых людях”, романе-продолжении, Анна более проактивна, но в таком случае что мешало хорошенько порезать “Вонгозеро” и уместить какой-то движ сюда? Иронично, что в книге, где всё действие происходит в машинах, бегом-бегом, скорее-скорее, движа-то и нет. Ну то есть как… он есть, но без последствий. Какой-то тягучий, меланхоличный. Меланхоличный экшн представляете себе?

В “Вонгозере” есть замах, но нет удара. Нужен такой конец, чтобы прямо кричать в подушку. Скорее всего, писательнице просто не хватило опыта – всё-таки дебютный роман.

Комментарии


Имхо, конечно, но продолжение еще хуже, Вонгозеру я по доброте душевной поставила четыре, хотя по прошествии времени поняла, что это в лучшем случае тройка по послевкусию, но не стала исправлять, а продолжение вообще нудное.


Грустно!
Всё-таки в этой книге была искорка. Возможно, меня тоже пробрало упоминание знакомых мест в таком постапокалиптическом сеттинге. О, а я по этому шоссе на дачу еду... – и мурашки по коже.


Ну да, это подкупает, уже потом через время поняла, что будь книга американская или европейская я бы обплевалась знатно, а все же в отечественных декорациях было непривычно и отчасти даже жутковато... и это я еще до короны читала)


Вот да, зимой в условиях короны остренько читалось. Но эпизод с ссорой Ани и Серёжи меня так из колеи выбил – да и в целом бездействие героини, – что не захотелось оценить книгу выше.


Да, герои там бесячие, помню, мне папа понравился более-менее, врач и всё на этом, остальные раздражали, да и прорисовка их конфликтов отдавала отечественными телепередачами типа Малахова и иже с ними


Аня заистерила на ровном месте, а потом сказала, что она взрослая, самостоятельная женщина.

Недавно знакомые, обсуждая экранизацию, жаловались на избыток в этом сериале истерических припадков на ровном месте, где ситуация, в общем-то, не располагает. Списали все на упоительные особенности современной российской школы актерской игры ("в любой непонятной ситуации срывай глотку"), а вон оно чо, оказывается. Экранизация просто верна духу первоисточника.


Недавно знакомые, обсуждая экранизацию, жаловались на избыток в этом сериале истерических припадков на ровном месте, где ситуация, в общем-то, не располагает.

Да, в книге не только Аня истерит – многих персонажей клинит. Понятно, ситуация патовая, у всех стресс накапливается, но хотелось бы, чтобы клинило не совсем на ровном месте.

упоительные особенности современной российской школы актерской игры ("в любой непонятной ситуации срывай глотку")

Это сильно)) Смешно, но грустновато, потому что правда.


Есть замах, но нет удара. Хорошо сказано! Пиарят тоже на ровном месте Яну. Она писать умееет, но, похоже,что с остальным, развитием образов, сюжета есть проблемы.


Она писать умееет, но, похоже,что с остальным, развитием образов, сюжета есть проблемы.

На мой взгляд, действительно есть. Но тут уже стоит смотреть на дальнейшее творчество Вагнер – может быть, она стала писать по-другому.
Вроде бы "Вонгозеро" родилось из записей в ЖЖ. Это многое объясняет – ведь от записей в личном блоге никто не требует сюжет, как у Стивена Кинга.


Правильно....только и за руку ее никто не тянул составлять роман из записок жж:). Тем более, если таланта не хватило писать только на основе этого. Знаете , из общения с людьми, напрямую связанными с этим миром авторов у меня осталось впечатление будто бы многие из них ( авторов) думают так : "что напишу, пусть то и хавают". Уважения к читателю мало. И мнение о читателе невысокое. Быть может потому, что видят...что бы они не написали, читатель покупает, читает да еще и похвалит. Так что побольше бы таких честных отзывов как ваш.


Согласна. А ещё и концовка оттолкнула. Мы ехали-ехали, приехали и что? Даже если есть продолжение должно же быть логическое завершение этого произведения. Да и дорога затянута очень. Продолжение читать не планирую,т.к. автор намекнул, что это будет кишащее стервами логово. что само по себе странно. Казалось бы перед лицом опасности все должны объединиться. Не понимаю этого.