Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

14 февраля 2021 г. 21:00

871

5

Как мне помнится, одна из предыдущих книг цикла Дины Рубиной о своеобразных гениях "Люди воздуха" была начитана тремя актёрами. Эту же книгу сделали полным аудиоспектаклем, причём текст почти на 14 часов без сокращений. Давно я не давала себе повода насладиться многоголосым чтением с незначительным музыкальным сопровождением. Кроме тревожной подводки в некоторых местах, в этом спектакле использована только одна композиция, та самая, на которую главные герои поставили танец. В разных частях романа этот танец описан в разной остановке, но под музыку.
Как и в "Почерке Леонардо" и в цикле о канарейке, герои здесь делятся на две группы: талантливых и средненьких, оседлых и бродяг. Гениальные в разных областях бродяги выбирают гастрольный образ жизни, а оседлые середнячки отгребают от них мелкие и не очень неприятности. Чем-то похоже на девон в "Дозорах" Лукьяненко. За возможность быть осиянным чужим гением отбрасывай камни с его дороги.
С "Почерком Леонардо" "Петрушку" роднит и почти сложившийся любовный треугольник. Правда, здесь, благодаря благоразумнейшему психиатру Боре, расползания страстей не случится. И музыкант из "Почерка", и врач из "Петрушки" - это отгребающие, но тоже профессиональные в своих областях люди. За первого читал Вадим Максимов, а за второго - Алексей Багдасаров, причём к обоим голосам роли подходили. В обеих аудиокнигах я уставала от мельтешения основных пар и их болезненных взаимоотношений и ждала появления этих героев. Дмитрий Креминский долго ещё будет ассоциироваться с Бобрыкиным у Николаенко, здесь тоже герой со странностями.
Ждала и нырков в прошлое семей героев, скорее описаний второстепенных персонажей и истории домов. Хорошо, конечно, что основная линия Пети и Лизы закончилась не настолько трагично, как линия Анны в "Почерке", но сериальная грязь львовской истории отвращала. Чего-то слишком всего. Сахалин и петино ученичество больше понравились. Сходство двух кочевых основных пар еще в том, что через привязанность к девушке мальчик, а затем уже и повзрослевший мужчина незаметно вытягивал себя наверх из окружающей его среды. И защищать им обоим надо было своих партнерш в том числе и от себя.
В профессию кукольников здесь тоже полное погружение, как и в искусство циркачей в "Почерке". Причём подробности здесь отвращают меньше, так как кукольники всё же работают с неживым материалом, а не друг с другом или животными. Более автономные что ли...
Будет нырок и в мистику, куда уж без неё. Мелькнёт намёк на двойничество и зеркала, но усилится линия власти над собой и другими, связь по золотой нити с кем-то высшим. История с проклятьем тоже больше на сериал похожа.
Не пропустила Дина Ильинична и военную тему, причём не восточнофронтовой её аспект, а скорее оккупационный, восточноевропейский. В воспоминаниях Анатолия Кузнецова о Бабьем яре встречала рассказ про выжившую Дину, проработавшую после войны в кукольном театре. Здесь же старуха Ханна рассказывает Петру о яре, помощи украинских крестьян и тоже о куклах, естественно. Кроме войны, в остальных эпизодах очень трудно понять о времени действия. Деталей множество, но для меня вневременно. Легко можно запутаться и в возрасте героев, по их поведению, кроме откровенного детства, конечно, понять его невозможно. Такое вот окукливание внутри своих отношений. Причём в "Почерке" ведущий пары понятен сразу, а здесь с ходу и не разберёшь.
В общем, по мне слегка сумбурно, но к финалу обстановка накаляется и выворачивается намного мягче того, что успевает напредполагать читатель. Вплоть до финала остался неразрешимым вопрос. Пётр был слаб в языках, а куклы без речи многое теряют. Пражская семья кукольников и берлинский профессор Ратт были русскоязычными. Местом кульминации - клубом - заведовали тоже выходцы из Союза. Как тогда Пётр работал по всей Чехии и Европе? Да, вне кукольной темы и на русском он сперва был косноязычен, но про другие языки проработки мне не хватило.
Третий роман цикла о художнике-поддельщике. Тема совсем мне не близкая, но когда-нибудь прослушаю обязательно. Где же читать о картинах, как не в художке. Аудиогиды быстро выветрятся, а тут с сюжетом может что в голове и задержится.

Аудиоспектакль по роману прослушан ради многострадальной Пятилетки и очередного выпивона в Книжном путешествии. Бильярд в романе тоже немаловажную роль играл, кстати.