Больше рецензий

4 сентября 2012 г. 22:34

298

5

Сразу оговорюсь, что книга «Занимательный Мюнхаузен» по тексту Эриха Распэ в пересказе Корнея Чуковского, оформленная Николаем Воронцовым мне ПОНРАВИЛАСЬ. Также добавлю, что мы с дочкой читали её на iPad’е в интерактивной версии (в iTunes называется просто «Мюнхаузен», компания RIPOL classic Media). Лошади там виляют хвостами и скачут, Мюнхаузен действительно летает по небу, киты и корабли плавают по морю и т.д. Кроме интерактивных элементов книга повторяет в точности содержание своей бумажной версии.

Отвечу прежде всего критикам данной инкарнации классического произведения Эриха Распэ.

Во-первых, книгу упрекают за наличие рекламы, добавленной якобы издателями. Я специально внимательно перелистала книгу, чтобы найти эту самую рекламу. Нашла: фотоаппарат (без товарного знака), телега со значком «Опеля», лошадь с печатью «GM», шутливая реклама обычных кед (без товарного знака), пожарной службы (при пожаре звоните 01), перочинный ножик (без товарного знака), конкурс «Мистер Вселенная» и сам Арнольд Шварценеггер. Как видите, речь не идёт ни о какой настоящей рекламе, как в глянце. Это художник Николай Воронцов добавил некоторые опознавательные знаки современности на картинки из прошлого. Никакого коммерческого интереса такое дополнение к иллюстрациям не несёт, вряд ли ребёнок, когда вырастет купит автомобиль «Опель». А к вопросу к тому, стоило ли вообще добавлять такие шутливые «рекламные вкладки», отвечу, что да. Современные дети живут в реальности, где правит реклама. Ответьте честно, сможете ли вы оградить сына или дочь от потока рекламы на телевидении, на улице, в журналах и т.д.? В книге гораздо меньше концентрация такой рекламы на кв. см, чем в описанных источниках, а по разнообразию и познавательности дополнительных материалов книга явно выигрывает.

fdf77ee12cb7.jpg
Если присмотритесь внимательно, увидите скрытую рекламу :)

Следующий упрёк критиков относится к иллюстрациям, выполненным, напоминаю, известным и заслуженным детским художником Николаем Воронцовым. У него есть симпатичный ЖЖ, куда он выкладывает в том числе иллюстрации из детских книг со всего мира. Зайдите туда, не поленитесь, если хотите действительно понять, что есть качественная детская иллюстрация.

Дальше...


Один из критиков стиля иллюстрации данной книги приводит как пример качественной детской иллюстрации вот эту работу авторов/иллюстраторов Кати Матюшкиной и Кати Оковитой:
0ff6075e83bb.jpg

Я допускаю, что находится определенная аудитория почитателей такого стиля иллюстрации детских книг. Однако мне подобные картинки кажутся слащавыми до боли в зубах и рассчитанными скорее на дошкольную аудиторию. Для меня странно, что среди родителей и особенно среди бабушек очень много почитателей подобного творчества, а раз в основном они покупают книги своим детям и внукам, не давая возможности выбрать что-то отличное, формированию хорошего вкуса у ребёнка это, естественно, не способствует.

И родители НЕ покупают книги, например, вот с такими иллюстрациями.
4d8e57fab9ef.jpg

Или вот с такими.
f122f17c19fb.jpg
(французский художник-иллюстратор Лакомб Бенжамен)

Или даже с такими (ж$%у родители, видите ли, видят).
06afd5e64976.jpg
(югославский карикатурист и книжный иллюстратор Душан Петричич)

Ведь такие иллюстрации часто непонятны, непропорциональны, нереалистичны и даже сюрреалистичны.

Нет, родители и бабушки с дедушками скорее купят такое.
a239c016cbc1.jpg

Или такое.
65ecdc2f868a.jpg

А скорее всего вот такое.
f462c01090fd.jpg

Чувствуете разницу?
А теперь ответьте честно на вопрос, какие иллюстрации больше понравятся вашему ребёнку?

И как финальный аккорд, критика пересказа Чуковского классического произведения Эриха Распэ, где автора (напоминаю, известного немецкого писателя) упрекают в описании «страшных» небылиц («Между делом были утки со свернутыми шеями, лиса, которую отхлестали так, что она выскочила из своей шубки, вывернутый наизнанку волк и прочее, прочее»). Однако, товарищи взрослые, поймите, это произведение – не для вас. Чуковский пересказывал Мюнхаузена не для вас, а для детей. И он руководствовался не тем, чтобы развлечь вас, товарищи взрослые, а тем, чтобы донести определённые мысли до своих маленьких читателей пусть и в завуалированной форме небылиц. Конечно, некоторые небылицы уж очень небылистые, например, про волка, вывернутого наизнанку. Дочь спрашивала, как это бывает, а я только и могла, что привести пример с вывернутой наизнанку футболкой. Но считаю, что ребёнку в определенном возрасте надо получить такой заряд небылиц, чтобы научиться отделять реальность от выдумки, правду ото лжи. Как ребёнку иначе просто и доходчиво объяснить, что говорить неправду – некрасиво и невежливо, а порой и опасно?

И вообще, знаете, моей дочке 6-ти лет я доверяю в вопросах качества детских книг в большей степени, чем вам, уважаемые критики-взрослые: у неё пока вкус не испорчен, она видит то, что вы уже не видите. Её хохот от небылиц, рассказанных Распэ и пересказанных Чуковским, доказывает мне на 100 %, что эта книга замечательная, и что с иллюстрациями Николая Воронцова она получилась на порядок интереснее и познавательнее, нежели она бы была без оных. НО! Категорически запрещается читать взрослым без воображения и любителям слащавых реалистичных картинок. Детям же, уверяю, понравится.

Комментарии


Спасибо за совет, сразу стала искать Занимательного Мюнхаузена для своего ребятенка.
Кстати, совершенно с Вами согласна насчет иллюстраций к детским книгам! Меня уже начинает тошнить от слащаво-a la-диснеевского оформления многих (даже хороших) книжек. А если посмотерть на книжки, расчитанные на совсем малышовую малышню, то от одного взгляда кариес мгновенно развивается во всей ротовой полости: картинки, ну будто из марципана - в рот клади да порти эмаль!


Я увидела рекомендацию на эту книгу в ЖЖ писателя Лукьяненко, сразу купила, хотя (!) ещё не было iPada :) Через год брат отдал мне свой iPad, и я наконец-то прочитала эту замечательную книгу. Потраченных 5 долларов совершенно не жалко.


А про какую возрастную группу вы говорите, сравнивая иллюстрации. Я что-то недопоняла.

Я за яркие и как вы говорите слащавые :) иллюстрации. Хочу, чтобы мой ребенок с детства знал, что лисичка-с хвостом, острой мордочкой и рыжая, волк-серый, и ты, ды. Обилие СпанчБобов, лунтиков, симпсонов и прочей хм нечисти :)) уже так перегрузило мозг детей, что именно такой информации им не хватает.

Книги с понравившимисяВам (и мне) иллюстрациями я бы покупала тогда, когдаребенок бы уже перерос начальные познания о мире, и мне не пришлось бы рассказывать что встать в такую позу в принципе можно, но не очень нужно. или почему ноги и лицо девочки ярко-розовые))))))))))


Я не задавалась целью показать иллюстрации для определённых возрастных групп, но сравнить разные стили. Какие-то нравятся части родителей, какие-то нет. Но к слащавым иллюстрациям у меня вполне определённые претензии. Да, я тоже хочу, чтобы ребёнок понимал, что "лисичка-с хвостом, острой мордочкой и рыжая, волк-серый, и ты, ды." Но к чему эти невыносимые улыбки на мордашках?! Посмотрите, как малодетальны эти иллюстрации, как однотипны. В целом в таком стиле очень много халтуры, типа родители всё скушают, купят любую книжечку с яркой обложкой и кислотными иллюстрациями. Можно же совершенно по-другому нарисовать и лису, и волка, не зацикливаясь на данных шаблонах (сравните с иллюстрациями Сутеева, который тоже рисовал зверей, но совершенно гениально). Я не понимала этого, пока не пошла работать в школьную библиотеку, где увидела огромное разнообразие детской литературы с удивительными картинками, которые буквально разорвали мои стереотипы в отношении иллюстрации детских книг.

Я про спанчбоба, лунтика, симпсона ни слова не сказала :)

Думаю, ребенку и не пришлось бы объяснять, зачем девочка так стоит, он бы понял и без слов :) Я вижу в этой позе более чем просто позу или попу (как некоторые), но ребёнка, который смотрит на мир наоборот, оригинально. И стилизованный птичий хвост (перекликается с названием книги). Руки и лицо ярко-розовые, думаю, из-за изначально некачественного снимка, брала эту картинку в ЖЖ Николая Воронцова.