Больше рецензий

13 февраля 2021 г. 23:09

541

5

Очень удивлена, что такой талантливый писатель столь мало известен. Стиль повествования, действительно, очень необычный и самобытный. Ремизов- не рассказчик, он- сказитель. В его прозе есть своеобразный ритм, при этом многие слова и фразы неоднократно повторяются, но странно, это не мешает, а наоборот, усиливает эффект. К такой манере изложения быстро привыкаешь. Читаешь- и как-будто слушаешь долгий сказ у самовара. Главный герой Маракулин, поначалу человек весёлый и беззаботный, жизнерадостный, по воле случая теряет работу и, скатываясь все ниже, оказывается в маленькой комнатушке под крышей большого дома, называемого Бурков дом, а двор "колодцем" - Бурков двор. Из окна видны дымящие трубы завода да больница. Населен дом разношёрстной публикой- артисты цирка, студентки, мастеровые и т.д. Но основную роль в романе играют женщины; судьба их трагическая - обесчещенные, обездоленные, обманутые, еле сводящие концы с концами- кто из простых, а кто более благородного происхождения- но все они сестры по несчастью, " крестовые сестры". Не зря повторяется имя Вера- есть тут и Вера Николаевна, и Верочка, и Верушка... И у матерей их та же была судьба, хотя большинство героинь не доживают до материнства, не то что до старости. Они покорны судьбе, глаза у них кроткие, а улыбка такая, что "больно делается". А если и рождается злость и протест в них, что толку- все равно судьба сломает, скрутит в бараний рог. У них даже слез нет- "когда лихо, не плачут". Здесь и "ребятишки" играют в " дикие", "варварские" игры- приговорят в шутку мальчишку к смертной казни, да и вздернут на вожжах, или кошке стекло битое скормят. У взрослых те же шутки- запереть старушку на чердаке, например, да и унести лестницу, а летом-то все в отьезде- пусть голосит весь день на крыше- смешно ведь. А Бурков двор- "это весь Петербург", а на самом деле- вся Россия-матушка. Трагедии вокруг главного героя множатся, но вот этот былинно- сказительный стиль изложения как- то облегчает конструкцию романа, не даёт горю и тоске стать непереносимыми. Наконец рассудок героя не выдерживает, отчаяние и безысходность подтачивают его; страшные вещие сны видит он, и вот уж мечется по улицам Петербурга, преследуемый безумными видениями... В этом романе ничья судьба не может иметь счастливого конца. Думается, автор вдохновлялся Достоевским и, отчасти, Гоголем, и получилось очень талантливое, необычное произведение.