Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

13 февраля 2021 г. 12:25

1K

5 Особенный роман.

Роман 1861 года «Униженные и оскорбленные» является своеобразным феноменом в творчестве Достоевского, потому что имеет ряд особенностей, которые сильно отличают его от, например, романов Великого Пятикнижия или от малой прозы писателя. Особенности эти весьма важны и интересны для изучения, поскольку открывают читателю и исследователю глаза на многие важные аспекты творчества Достоевского.

картинка Beatrice_Belial

Роман депрессивный, в невероятной степени эмоциональный, трогательный, страшный и одновременно достаточно простой в плане сюжета и персонажей (по сравнению с другими произведениями Ф.М) и практически наивный во многих своих аспектах. Хотя, есть в это книге и очень сложные элементы, такие как хронология, например. Это лишь первичные особенности «Униженных и оскорбленных». Отбросим в сторону эмоции и посмотрим на эту книгу внимательным исследовательским взглядом. Что мы увидим? Сразу определим несколько ключевых особенностей данного романа, которые крайне важны.

Во-первых, «Униженных и оскорбленных» я отношу к, так называемому, типу практичных произведений писателя. Что имеется в виду? В карьере Достоевского есть несколько произведений, которые были написаны на определенных этапах творческого пути и писались отчасти и по практичным целям. Например, дебютный роман «Бедные люди» таков, каков он есть, в первую очередь потому, что с ним Достоевский выходил на литературный рынок, и ему было необходимо зарекомендовать себя с определенной стороны. Было необходимо совершенно точно получить предсказуемо положительную оценку этого романа, как от публики, так и от критиков. При этом вспомним, что далеко не все ранние произведения Ф.М. были благосклонно приняты критиками. Более сложные и запутанные его работы, такие как «Хозяйка» или «Двойник» вообще не были поняты современниками. К практичным работам Достоевского отчасти можно отнести и повести «Дядюшкин сон» или «Село Степанчиково и его обитатели», с которыми Достоевский возвращался на литературное поприще после каторги и ссылки.

И вот, в 1861 году, в период выхода «Униженных и оскорбленных», писателю было необходимо выпустить роман, который получит однозначно хорошие отзывы как от читателей, так и от критиков. А значит, этот роман должен был обладать определенными характеристиками и он должен был быть доступным для понимания широкой публикой. Это именно та причина, по которой «Униженные и оскорбленные» намного проще, чем многие произведения даже малой прозы писателя (в том числе и раннего периода). Это произведение было сделано достаточно простым и классическо «романным» специально, чтобы вызвать предсказуемую и необходимую Достоевскому в тот момент реакцию читателей. Тогда было не время для шокирующих или дискуссионных романов, поражающих с первого прочтения (таких как «Бесы», например). Потому в «Униженных и оскорбленных» мы наблюдаем нетипичное для Достоевского деление на абсолютно положительных и отрицательных героев, классические романные штампы и очень высокий уровень воздействия на эмоции читателя (роман любого заставит плакать). Достоевский всю жизнь жил и работал в тяжелых условиях, поэтому он должен был заботиться в том числе и о планомерном выстраивании своей писательской карьеры, дабы просто иметь доход и возможность работать над делом всей жизни – Пятикнижием. Помня об этой первой особенности романа, перейдем ко второй, которая уже гораздо интереснее.

«Униженные и оскорбленные» - это роман, демонстрирующий отношение своего создателя к некоторым догматам литературы его времени. Звучит достаточно странно, однако же, текст дает нам множество деталей, объяснить которые можно лишь одним способом – принять, что в данном произведении Достоевский не высмеивает (нет, это было бы не вполне правильным определением), а скорее, высвечивает многие штампы литературы эпохи романтизма. И в первую очередь речь идет о классической английской и, отчасти, немецкой литературе. Зададим себе вопрос – почему в классическом петербургском романе «Униженные и оскорбленные» присутствуют персонажи-иностранцы, абсолютно нетипичные (казалось бы) для этой истории и абсолютно не необходимые в ней? Кто из читателей спрашивал себя – почему Смит не был написан русским? Почему мать Нелли - наполовину англичанка, а сама девочка родилась в Швейцарии? Почему Генрих – именно немец? Почему не русский, а именно (подчеркнем это) немец? В поисках ответов на эти вопросы, вспоминаем о том, что в романе присутствует и еще несколько странных деталей, указывающих на иноземность этой истории, ее принадлежность не к классическому русскому роману, а скорее – к классическому английскому роману в стиле Диккенса. А также наличие в этой истории деталей, четко приводящих нас к некоторым немецким авторам (об этом подробнее я пишу в отдельной работе «Загадка 1 главы романа «Униженные и оскорбленные»). Причем, все это совершенно точно было сделано писателем специально. Для Достоевского (если мы вспоминаем все его произведения) вообще было нетипично без повода поселять в свои работы иностранцев. Если они там и были, то всегда выполняли определенные функции. Например, своя четкая роль была у немцев, евреев, французов, поляков. Мы видим это по «Двойнику» и «Игроку», например. И эта функция была достаточно ограниченной по сравнению с основными героями произведений Достоевского, что тоже дает нам повод дать ей определенные характеристики (что, впрочем, тема для отдельной работы).

Итак, мы определили, что в «Униженных и оскорбленных» англичане и немцы присутствуют не просто так. Зачем они там? Таким образом, писатель сам дает нам подсказку и объясняет некоторые особенности этой своей книги. Мы понимаем, что данный роман писался как классическая диккенсовская история (по причине, о которой я писала выше в пункте первом). Элементы шиллеровщины, а также, внезапно, творчества Гофмана, тоже в «Униженных и оскорбленных» не случайны. Они привнесены туда специально. Для чего? Это чертовски хороший вопрос. Потому что Достоевский никогда (даже на самых ранних этапах своего творчества) не нуждался в заимствовании у других авторов их романных шаблонов и штампов, которые Федор Михайлович с блеском превзошел уже, скажем, в «Хозяйке». Приходим к выводу, что они (эти иностранные штампы эпохи романтизма) были привнесены в роман специально с целью их, как не странно, раскритиковать. На такие выводы нас наводит отношение главного героя «Униженных и оскорбленных» князя Валковского к шиллеровщине. И получается уникальная вещь касательно этого романа – будучи вынужденным из практичных соображений написать априори успешный европейский роман, Достоевский все-таки остался верен себе и указал, в чем слабости этой самой литературы европейского романтизма. Однозначно положительные (Ихменевы, Нелли, Иван Петрович) и злые (Валковский) персонажи; страшные семейные тайны (история матери Нелли и дублирующая ее история Наташи, связующим звеном в которой выступают Валковские отец и сын); до предела выкрученный эмоциональный тон многих сцен, когда читателя буквально заставляют плакать (вспомним, как описана смерть Нелли); герои без страха и упрека (Иван Петрович) – все это делает «Униженных и оскорбленных» нетипичным для Достоевского романом, но типичным для западноевропейской литературы того периода.

Федор Михайлович, однако, остался верен самому себе и в обход романных шаблонов дал в своей книге не типичный хэппи-энд, а довольно странный и заставляющий о многом задуматься финал. О нем мы поговорим позже. И именно этот финал дает нам возможность понять, что Достоевский именно критиковал многие атрибуты шиллеровщины и диккенсовщины (при всем уважении к этим великим писателям). Теперь же рассмотрим третью ключевую особенность данного романа.

«Униженные и оскорбленные» - это предварительный роман, т.е., своего рода, тренировка перед написанием Великого Пятикнижия. И это тоже очень важная особенность, потому что, изучая схемы и характеры данной книги, мы очень многое понимаем о тех механизмах, по которым построены самые известные большие романы Достоевского (его зрелая и поздняя проза). Что же это за механизмы?
В первую очередь, так называемые «демонические герои». Свидригайлов, Версилов, Верховенский пришли не случайно. Первый образец этого типажа у Достоевского – князь Валковский. И на его фоне очень интересно наблюдать за тем, как этот типаж эволюционирует в Пятикнижии. Валковский мощный герой, но достаточно примитивный, кроме того, он полностью раскрыт в своем злодействе и раскрывает себя сам (в 10 главе 3 части), чего не скажешь более ни об одном из «демонических героев» Ф.М. Все они невероятно сложны, дихотомичны, неоднозначны, они удивляют, шокируют, поражают, они не классические злодеи, как Валкоский, они -гораздо сложнее. Но тренировался в создании таких образов Достоевский именно на Валковском и потому Петр Александрович получился самым хорошо проработанным и интересным героем «Униженных и оскорбленных». Практически все исследователи признают именно его главным героем романа (об этом пишет и сам рассказчик Иван Петрович) и одновременно самой интересной фигурой этого романа.

Еще один механизм – любовный треугольник. Тема любви Наташи, Алеши и Кати - вообще один из самых интереснейших аспектов романа, но важно в первую очередь то, что в их линии мы впервые наблюдаем у писателя не просто в высшей степени эмоциональные любовные отношения (которые мы уже встречали во многих произведениях писателя до «Униженных и оскорбленных»), мы наблюдаем именно безвыходный (как его можно было бы именовать) треугольник, странную, психопатичную связь нескольких героев, которая описана писателем невероятно старательно. Это, кстати, одна из причин, по которой такой простой роман как «Униженные и оскорбленные» может быть очень интересен для изучения с точки зрения психологии. Почему Наташа любит Алешу? Этот вопрос задается многими персонажами несколько раз на протяжении всей книги. А каков ответ на него? И почему именно таков? Все это также тема для отдельной беседы.

Далее, история Нелли. Тема обиженного ребенка, на самом деле, имеет существенное значение в творчестве Достоевского и многие ее стандарты, которые мы увидим в Пятикнижии, прорабатываются Достоевским именно в этом романе. По данной причине Нелли можно назвать вторым по тщательности проработки героем книги после Валковского. Это гениально созданный персонаж. Ее предыстория, характер, психологические особенности, даже тот факт, что она входит в небольшое число эпилептиков у Достоевского – все продумано до последней детали. Развитие героини, ее реакции, общение с другими героями, финальное раскрытие – великолепно.

Ихменевы – прототип типажа «жертвы» у Достоевского. В Пятикнижии мы увидим подобные семейства, только очень усложненные на фоне примитивных и скучных Ихменевых.
Наташа - прототип «женщины-благодетельницы», ее черты мы встретим в Дуне Раскольниковой, Катерине Верховцевой, генеральше Ахмаковой и других.

Безусловно, есть и другие важные механизмы романов Великого Пятикнижия, которые писатель разрабатывал в «Униженных и оскорбленных». Например, символичность хронологии и топографии, или религиозный фактор, или отсылки из области искусства (один Гоголь упоминается пять раз). Но все это слишком обширные темы, чтобы описывать их в рецензии.

Многое можно сказать и о рассказчике Иване Петровиче, в образе которого Достоевский показывает себя в молодые годы и его линия, на самом деле, тоже достойна отдельного исследования. О странном персонаже Алеше, который поражает своей блаженностью и глупостью, совмещенными с поистине роковым воздействием на судьбы окружающих его людей. О Смите, который выписан пугающим гофмановским стариком. Все это я подробно раскрываю в своем исследовании романа, рецензию же мы итак слишком затянули. Поэтому переходим к финалу.

Финал.

В романе «Униженные и оскорбленные» есть несколько частей, которые можно назвать ключевыми. В числе их и эпилог, озаглавленный как «Последние воспоминания». Я указываю на значение эпилога по массе причин и считаю, что это действительно самая загадочная часть данного произведения. Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что в эпилоге Иван Петрович внезапно меняет стиль своих записок, повествование теперь ведется не просто от лица рассказчика (как, собственно, форма записок), а как «рассказ-наблюдение». Иван Петрович словно бы со стороны смотрит на себя и других героев романа в этих последних строках, словно бы смотрит сон, или … словно бы смотрит на свои последние воспоминания уже из другого мира. Если вспомнить начало 2 главы 1 части, где Иван Петрович повествует о своем финале, это выглядит невероятно сильно и драматично. Так что запомним, перемена тона и, отчасти, формы повествования у Достоевского всегда очень важна, не стоит недооценивать этот прием.

Далее раскрывается окончание истории всех других героев романа и мы понимаем, что в «Униженных и оскорбленных» зло в лице князя Валковского не то что не наказано, а наоборот – полностью восторжествовало. Причем, все положительные герои либо умирают, либо остаются глубоко несчастными (даже Алеша, находясь в «счастливом» союзе с Катей, все равно продолжает поливать слезами письма к Наташе). Из контекста рассказа Ивана Петровича о Наташе и Ихменевых также становится понятно, что их история предсказуема.

Но самое интересное – Нелли. Не просто факт смерти этой девочки, а тот факт, что она уходит, не прощая своего обидчика и отца Валковского. Сны Нелли, которая она видит перед смертью, и вовсе дают массу любопытнейших намеков на ее будущее внеземное бытие. Тут в романе снова проявляется мистический тон, который с 1 главы был характерен именно для персонажей Нелли и Смита (так, в 10 главе 1 части романа первое появление Нелли описано, как пугающая сцена с призраком). Достоевский в эпилоге окончательно закрывает рамочный нарратив «Униженных и оскорбленных», открытый в 1 главе романа.

И последнее, что хочется отметить - нетипичность финала, которая и наводит исследователя на мысли о том, что «Униженные и оскорбленные», как я и писала выше, являются именно романом, высвечивающим и порицающим типичные штампы классической литературы эпохи романтизма и в особенности классического английского романа. Поскольку, если бы Достоевский действительно изначально писал этот роман в заданном векторе диккенсовской истории, финал абсолютно точно был бы иным. Не обязательно счастливым, но и не таким, каким он является в «Униженных и оскорбленных».

Эту книгу едва ли можно назвать одной из наиболее выдающихся у Достоевского, но она имеет невероятную ценность для почитателей творчества писателя и достоевсковедов в силу своих уникальных особенностей и их подлинного значения, о чем я и вела речь в данной работе.