Больше рецензий

11 февраля 2021 г. 22:19

255

2 Слабо, очень слабо..

Автор Мишель Фейбер создал очень оригинальную историю, непохожую ни на что в своём жанре. Поэтому при прочтении, ожидания от его нидерландского сай-фай триллера «Под кожей» были довольно сильными. Причём первые главы обещали вполне интересное развитие и смысловой пласт в целом. Но то, во что книга превратилась в итоге, и какое впечатление оставляет после финала – это и есть камень преткновения, о котором лучше знать заранее.

Итак, в самом начале перед нами открываются большие и упругие груди главной героини по имени Иссерли (о них автор будет упоминать на протяжении почти всего романа); далее от грудей переводится внимание на то, что девушка ими заманивает одиноких и мускулистых автостопщиков, которые моментально садятся к ней в машину после увиденного. Конечно, не подумайте, что это эротическая повесть о грудастой наезднице, - вовсе нет. Дело в том, что автор книги наделил свою героиню знатным бюстом, именно для того, чтобы наивные стопщики обязательно попадали в ловушку, которая ждёт их прямо в кресле автомобиля миловидной девушки. Всё происходит по отработанной схеме: Иссерли колесит по улицам Шотландии и специально высматривает одиноких мужчин с хорошими физическими данными; затем она предлагает их подвести, если ей будет по пути (уговаривать по понятным причинам Иссерли долго не приходится), и во время поездки девушка выясняет действительно ли они одиноки. Если она убеждена что мужчина живёт тихой, неприметной жизнью, а искать его никто не будет, тогда автостопщик становится её жертвой, принимая с лёгкой руки загадочной хозяйки автомобиля сильное усыпляющее вещество, cпрятанное в механизмах под креслом. Затем девушка отвозит жертву в закрытую пригородную ферму к группе хирургов, где через время несчастный стопщик просыпается уже совершенно другим существом, без кожи и гениталий.

Кто такая Иссерли и зачем она делает то, что делает? Кем же являются мясники-хирурги с фермы? К чему вообще вся эта история?

Ответы частично будут даваться на протяжении второй половины романа, так крепко заинтриговывая в прологе и развязке. Но их суть, увы, не впечатляет и не добавляет глубины сюжету, от чего кульминация и весь финал теряются и умирают в собственном потенциале. Конечно, о сильных сторонах книги обязательно стоит упомянуть. Но притаились они лишь в оригинальном сюжете и раскрытии внутреннего мира главной героини. Автор романа вплетает читателя в её боль, в то хрупкое и незримое, что называется душой. Нам предлагают увидеть убийцу изнутри, и прочувствовать её роль как жертвы во всём сюжете. И в процессе чтения это вполне возможно. Создаётся яркое ощущение того, что читателю просто необходимо знать все детали её характера, чтобы быть готовым к развитию и смыслу в дальнейших действиях. Но увы, должного развития ждать точно не стоит.

«Под кожей» - это жуткая, муторная, а порой и просто отвратительная история, с неплохой философской и социальной подоплекой, которую, возможно до конца не понял и сам автор. И если бы роман оказался психоделическим sy-fy триллером с минимум действий и глубокой философией, это волне можно было принять и получить достойную пищу для размышлений и удовольствие в целом. Но Мишель Фейбер замахнулся на обличительную демонстрацию человеческих пороков, смешав идею о ценности человеческой жизни и деградации общества в обёртку романтической мишуры, которая возникла на пустом месте и ушла в никуда.

Если вы когда-либо узнали об этой книге и решили её прочесть – подумайте трижды, прежде чем начать. Для меня роман нидерландского писателя Мишеля Фейера оказался главным разочарованием года.

Источник