Больше рецензий

11 февраля 2021 г. 20:27

3K

4 В семье мы все уроды

Масштабная работа, описывающая историю семьи Витгенштейнов, вышла из-под пера внука легендарного Ивлина Во больше десяти лет назад, но только сейчас добралась до России.

Речь идет о семье Карла Витгенштейна и его девятерых детей, самыми знаменитыми из которых, пожалуй, стали Пауль — однорукий пианист и Людвиг — философ аналитической школы. Но если в известности и сумасбродстве другие члены семьи возможно и уступали младшим братьям, то музыкально одаренными были все. Витгенштейны — музыкальная семья и это вероятно одна из ключевых причин интереса Александра Во, поскольку он музыкальный критик.

Музыка — то, что связывало Витгенштейнов между собой, некоторые из них говорили друг с другом музыкой. Самый яркий пример — эпизод прощания Леопольдины с умирающим мужем посредством уединенной игры на фортепиано и скрипке, только друг для друга. Однако, у Витгенштейнов куда больше было того, что рушило семейные узы, на это прямо указывает название книги.

Кинга написана в рамках освоения гранта Британской академии и работа проведена достойно. Множество ссылок на достойные внимания источники выводит беллетристику на академический уровень. Александр Во едва ли может претендовать на литературный талант уровня деда, но книга, являющаяся скорее хроникой, чем романом к тому и не обязывает. История семьи настолько насыщена фактами, порой шокирующими, что едва ли может быть пересказана не интересно. Само время — Belle Époque — прекрасный фон для этой семейной саги.

Череда самоубийств, на которую указывает автор, воспринимается как предчувствие великого слома. Как минимум трое из девяти Витгенштейнов пошли по этому пути, остальные преодолели фамильную склонность, но в трудные для всех или для них лично времена и другие братья были близки к суициду.

Былой эпохой стал патриарх Витгенштейнов — Карл. Self-made man, создавший состояние почти из ничего: приданное, недосказанности и удача. И как нельзя вернуть былое, Карлу не удалось увидеть продолжение себя ни в одном из сыновей. В другое время тем продолжением могла бы стать носившая имя деда Гермина, но тогда ей остался удел старой девы, души дома и последнего узелка семьи.

Главной фигурой романа стал Пауль, должно быть любимец автора. Вероятно Во хотел бы написать книгу именно о Пауле, но это сильно сузило бы круг потенциальных читателей, поэтому мы будто бы читаем историю всей семьи, но это история Пауля. С культей и лагерной стрижкой он шел напролом и занял свое место в истории музыки скорее вопреки. Его талант, как пианиста, не слишком высоко ценили даже в семье, но феноменальное упорство и колоссальные финансовые ресурсы позволили переломить судьбу, поместившую его в точку, из которой, казалось бы, не возможен такой исход. Ни фронтовое ранение, окончившееся ампутацией, не плен в той же крепости, где томился Достоевский, ни предрассудки и вынужденная эмиграция не смогли столкнуть Пауля с намеченного пути.

Его брат Людвиг на схожих исходных данные получил совершенно иной исход. Мировая война сделала его практикующим толстовцем, монашеский эапатаж которого смущал и тревожил близкий круг. В конечном итоге Людвиг покинул не только страну, но и семью и утратил связь с ближайшим братом Паулем. Возможно, это одна из причин, почему Людвиг кажется не понятым автором и его жизнь в философском круге глубоко не раскрыта в рамках книги. Однако имя Витгенштейн сегодня ассоциируется в первую очередь именно с Людвигом, а потому недостатка в материалах, позволяющим компенсировать это нет.

Мир после Первой мировой становился эпохой жестокого абсурда. Евреи-антисемиты Витгенштейн были вынуждены вступить в противостояние с грубой идеологией Тысячелетнего Рейха, непреклонности которого как оказалось есть вполне определенная цена.

Как весь западный мир был раздавлен Второй мировой войной, вслед за разрушенным бомбардировкой Пале Витгенштейнов, блистательная семья была раздроблена разделом денег, которые никто из них не заработал и окончательно уничтожена раком от которого умер каждый Витгенштейн, не убивший себя сам.