Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

10 февраля 2021 г. 09:51

941

4 Картина общества после отмены крепостного права

Начиная читать этот роман, стоит непременно обратить внимание на его полное название: "Гарденины, их дворня, приверженцы и враги". Потому что, если вдруг вы ждете, что роман будет именно про Гардениных, то ошибаетесь. Они тут далеко не главные герои. Правду сказать, они появятся в самом начале, а потом полкниги о них почти ни слова не будет сказано, разве что мельком.

На самом деле, тут вообще нет главных героев. Персонажей очень много, автор может переходить с одного на другого, с него на третьего и так далее, на долгое время оставляя в покое самых первых. Но к каждому непременно вернется и расскажет, как сложилась его жизнь, каждую линию доведет до конца. Правда, не факт, что к моменту "возвращения" вы все еще будете хорошо помнить, что это за человек Но за себя скажу: у меня такой проблемы не было, герои, несмотря на их количество, достаточно "выпуклые" и запоминающиеся, чтобы в них не путаться и легко вспоминать, кто, где, что и почему. Разве что пару раз случилось что-то подзабыть.

Александр Эртель говорил, что хотел в своем романе создать всеобъемлющую картину общества своего времени. И, пожалуй, ему это удалось. В "Гардениных" фигурируют люди с самыми разными взглядами, характерами, происхождением, профессией и общественным положением. Невозможно рассказывать про отдельных героев, отдельные линии и события - просто потому, что рецензия вышла бы длиной в полкниги.

Тут и "классические помещики", еще не до конца осознавшие, что крепостное право отменено, продолжающие жить по-старому. И купцы, самые разные, от "образцов старины" до "прогрессивных гуманистов". И чиновники ("ну и что, что взятки брал - зато дело делал"). И духовенство самого разного "разлива", от искренне верующих до откровенных "барыг". И слуги старой закалки, гордящиеся своей принадлежностью к "дворовым" в отличие от обычных крестьян-"однодворцев". И бывшие крепостные, которые еще не совсем поняли, что делать со своей свободой, да к тому же по-прежнему зависимые от "барина": земля ведь - его, луга и леса - тоже, волей-неволей нанимаешься к нему же на работу да у него же просишь земли. Управление поместьем пока идет на старый лад, разве что в солдаты уже нельзя просто так "забрить" за неповиновение (чему некоторые из самих же крестьян вовсе и не рады: на непокорную молодежь совсем управы нет).

Но уже ощущается в воздухе и новое. Старики в большинстве желают, чтобы все было заведенным порядком; молодые, удачно или нет, ищут свой, новый путь. Они, не прожив, как их родители и деды, почти всю жизнь в крепостных, чувствуют себя свободнее, не ощущают перед "барином" и "управителем" того же раболепия. Есть среди бывших крепостных и такие, что неплохо образованы своими силами: и читают, и знают побольше иного барина. Есть на страницах книги и общественники, обуреваемые желанием сделать что-то на благо людей: открывающие школы для крестьянских детей, выступающие в земских собраниях, привлекающие в деревню учителей и врачей. Есть и своего рода "эффективные менеджеры", ломающие старые методы управления хозяйством. В деревню проникает механизация, старый уклад постепенно уступает место новому, конечно, не без борьбы и сожалений.

Интересы сталкиваются, герои спорят между собой, высказывают свое мнение, рассуждают о прошлом и настоящем; влюбляются, ссорятся, подставляют, злорадствуют, переживают, радуются, помогают, читают, учат и учатся... живут. А читатель тем временем может составить себе представление о людях и о жизни в тот период. Религия и наука, благо ближнего и забота о собственном счастье (и возможно ли это совместить), традиционный уклад и технический прогресс, отцы и дети, сентиментальность и прагматизм - чего тут только нет, все сталкивается между собой.

Книга определенно хороша, особенно в познавательном плане, для погружения в эпоху, позволяющего "проникнуться" духом времени. Хотя местами она читалась (слушалась) довольно медленно и скучновато: возможно, дело тут в том, что среди множества героев мало есть таких, за которыми хочется следить, за которых переживаешь. В большинстве случаев следишь за всем довольно спокойно. Иногда, правда, начинаешь и проникаться, и переживать, но... случается, автор уводит повествование на другую ветку, к другим героям, а к тому времени, когда возвращается к тем, интерес уже и подугаснуть может. Нет, вообще-то есть отдельные яркие эмоциональные моменты (Кролика вспомнила), но среди прочих их не так много. Ну, да это и правильно, это же не остросюжетный роман, чтобы все время на кончике стула сидеть, тут цель иная. Или, если б всю книгу были непрестанные эмоции, как в романах Достоевского, тут и с ума бы можно было сойти. Так что, по моему скромному мнению, Александр Эртель выбрал верный тон повествования, и написал отличную книгу. Рада, что познакомилась.

Из личной подборки "Советы по русской классике"
Привет Тане Tarakosha

Ветка комментариев


Красота)))


Мне тож нравится))


Это главное))