Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2021 г. 00:14

1K

5 Третье прочтение

Я трижды читал книгу Лобсанга Рампы «Третий глаз».
Впервые я познакомился с ней, как и все советские люди, в 1991-м году. Коммунистическую идеологию тогда усиленно осмеивали, нужно было заполнить чем-то образовавшийся вдруг духовный вакуум, и в продаже появилось много книг эзотерического и религиозного характера. Среди них и эта, первая, книга Лобсанга Рампы.
Читали её тогда все подряд, - даже те, кто был весьма далёк от какого бы то ни было духовного поиска. И это неудивительно! Во-первых, книжка эта невелика по объёму. Во-вторых, читается она очень легко. В-третьих, она очень интересная. В-четвёртых, в ней было много интересного именно для СОВЕТСКИХ людей, привыкших к РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ, материалистической литературе, а о мистике знавших, в основном, понаслышке. А тут было ТАКОЕ! И Тибет, и тайные монашеские практики, и вечная жизнь, и снежный человек, и бальзамирование мумий, и полёт верхом на бумажном змее, и астральные путешествие, и погибшая цивилизация гигантов, и левитация, и реинкарнация и ещё многое. Разумеется, это было воспринято с удивлением и удовольствием. Мне в те годы не было ещё 20-и лет, поэтому книгу я воспринял как великолепное и таинственное приключение. Я прочёл её лишь один раз, но запомнил навсегда.
Спустя 10 лет Лобсанг Рампа пришёл ко мне вторично. В начале 2000-х издали все (или, во всяком случае, многие) его книги. Купить их было легко, прочесть тоже несложно, а кроме того, в это время повзрослевшими нами они воспринимались уже как книги, утоляющие ДУХОВНУЮ ЖАЖДУ. Мы (ибо таких, как я, было много) читали «Третий глаз» и его многочисленные продолжения, как священное писание. Рампа прочно обосновался в нашем с женой книжном шкафу на несколько лет. Но потом пришли другие книги, и этот тибетский монах как-то отошёл на второй план.
Потом мы узнали, что Лобсанг Рампа вовсе не тибетский лама (от лица которого он ведёт повествование в своих книгах), а сын английского рабочего, который никогда не был в Тибете, о котором трактует в своих книгах. Многих это, помню, разочаровало и возмутило. Меня – нет. Повести Лобсанга Рампы оказались ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературой, а не документальной, - ну и что? Разве от этого они стали хуже?
Лобсанга Рампу многие стали смешивать с грязью, обвинять во лжи или как минимум в мистификации. Я никогда не разделял таких умонастроений. Не обижаемся же мы на Астрид Линдгрен за то, что она ВЫДУМАЛА Карлсона и Пеппи. Не кричим ей: «Как так можно? Я так ВЕРИЛ в Карлсона! А его оказывается НИКОГДА НЕ БЫЛО?!»
Да, книги Лобсанга Рампы – это ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения, а не документальные. Автор принадлежит к движению НЬЮ-ЭЙДЖ. Он «из той же оперы», из которой к нам пришли Карлос Кастанеда, Алистер Кроули, Георгий Гурджиев, Рерихи, Ошо и ещё очень многие. И это прекрасно! Мы ВЫРОСЛИ на нью-эйдже и продолжаем нежно его любить. Поэтому никаких обид на его персонажей, доставивших нам наслаждение своими произведениями, не держим.
В третий раз я перечёл эту книгу Рампы сегодня. И снова убедился в том, что это отличная повесть! Это первое и, наверное, сильнейшее произведение автора. Оно по-настоящему захватывает, а кроме того, здесь есть, чему поучиться. И если в юности эта повесть захватывала меня своими ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ, то теперь, наоборот, мне нравится УПОРЯДОЧЕННОСТЬ жизни и обучения тибетских монахов – её героев. Нравится смотреть, как упорно работает над собой главный герой, нравятся его идеалы, его твёрдый характер, его преданность своему призванию. Он обладает теми качествами, которых так порой не хватает мне самому, и которые очень нужны многим современным людям.
Книга была написана автором в 1956 году. Рукопись Рампы была неоднократно отвергнута, а когда всё же издатель для неё нашёлся, она мгновенно стала бестселлером.
И это тот случай, когда отлично продаваемая книга является одновременно действительно великолепным и полезным литературным произведением!