Больше рецензий

7 февраля 2021 г. 12:47

981

5 "... О том, как заполнялся фамильный склеп..."

В отношениях с семейными сагами в плане восприятия я редко придерживаюсь золотой середины. Либо книга мне не нравится и я занимаю позицию стороннего наблюдателя, не вовлеченного в сюжет. Либо же мне нравится настолько, что я практически сродняюсь с той семьей, о которой идет речь. Так было с Форсайтами, так было с Будденброками и так произошло с Буссарделями. При чем нужно отметить, что парадоксальность этой ситуации заключается в том, что я не пылала симпатиями ни к кому из этой фамилии - все ее члены не нравились мне в той или иной степени, каждый по-своему. Как при таком раскладе можно было прикипеть к семье в целом, остается для меня загадкой. Не иначе как секрет кроется в писательском мастерстве Филиппа Эриа и в какой-то литературной магии, известной ему одному. Да и случилось это как-то не сразу - поначалу у меня было определенное отторжение всех героев романа и о том, что несмотря ни на что мне жаль с ними расставаться я поняла лишь со смертью Рамело.

Я прекрасно понимаю, что смерть в таких вот семейных историях становится практически отдельным самостоятельным персонажем - так часто она появляется на страницах книги. И все равно я никогда не бываю полноценно готовой к тому, чтобы начать прощаться с героями. Зачастую семейные саги разворачиваются по тому сценарию, что автор являет читателю раскрытие определенной семьи как цветочного бутона - семья разрастается и плодиться, достигает успеха и признания, разворачивается на полную мощь и, лишь завершив период цветения, начинает терять свои лепестки. Филипп Эриа огорошил меня тем, что не пошел по вышеописанному пути - как будто в самом начале романа в нем немножечко проснулся Джордж Мартин, возжелавший крови, и первая смерть в стане Буссарделей произошла неожиданно рано. Но у этого эпизода, как мне кажется, был очень важный сюжетный посыл - принимая решение о том, кого спасать: жену или новорожденных сыновей, Буссардель отчасти демонстрирует нам свою жизненную философию и приоткрывает завесу над собственной системой ценностей, которые в дальнейшем он привьет своим детям и которые красной нитью пройдутся по всем судьбам этой фамилии. Потому что новорожденные Фердинанд и Луи - это сыновья, это наследники, это продолжатели рода, а жена - это всего лишь жена. Она выполнила свою ключевую миссию в браке с Буссарделем и больше он в ней не нуждался...

Этот эпизод и возмутил, и взволновал меня до глубины души... В дальнейшем же все те поступки и решения, которые касались воспитания мальчиков в семье Буссарделей, вызывали во мне стойкое презрение и к отцам, и к их детям! Отцы слишком многое спускали им, слишком на многое закрывали глаза, слишком многому потакали. Они воспитывали детей как финансисты и дельцы, а не как отцы. Семью сплачивал капитал, недвижимость, общие денежные вопросы, но никак не какие-то родственные чувства и привязанности. Они больше походили на партнеров, нежели на родню. Сам по себе Буссардель-старший может и был ловким и прозорливым дельцом, но его дети этими качествами не обладали - они были пожинателями плодов его трудов и не более. Неудивительно, что их семья обнищала - и я сейчас говорю вовсе не о деньгах! Это по аналогии тому, как взобраться на гору - Буссардель-старший шел сам и нес на своем горбу Фердинанда, Луи, Жюли и Аделину, поэтому последним богатство и положение в обществе далось легко и без усилий. Их многочисленные дети родились уже на горе, поэтому цену тому чтобы взобраться на нее, они не знали. Они могли лишь почивать на горе и с визгом и криком спускаться с нее...

Отдельную похвалу я бы хотела высказать в адрес исторических декораций в книге. Все мы знаем, чем закончилась военная кампания 1812 года, но, думаю, что, как и я, немногие задумывались о том, как и чем жила Франция после своего поражения. В книге события разворачиваются в 1815-м году и Филипп Эриа очень ненавязчиво рисует нам положение во французской столице, настроения горожан, отношения с солдатами коалиционных армий. В дальнейшем в ключе рассказа о семействе Буссардель мы увидим своими глазами небольшие зарисовки из французской истории. Их будет немного, но они всегда будут к месту. Они не станут отвлекать от основного сюжета, а послужат ему лишь своеобразной окантовкой. Я люблю, когда авторы переплетают истории своих героев с историей государства. Но очень важно, чтоб этого было в меру, иначе создается впечатление, что читаешь учебник истории. Филипп Эриа выбрал правильную дозировку исторических фактов и это лишь пошло сюжету на пользу. Параллельно с тем, как менялись политические и социальные устои в государстве, мы увидим, что и семья Буссардель не осталась в стороне от этого процесса - в ней власть, многие годы безусловно принадлежавшая мужчинам, перешла в женские руки, а новая рука, по аналогии с новой метлой, правит всегда по-новому... Со смертью Викторена в семье началась новая эра...

Такие масштабные истории всегда приводят меня в какое-то грустно-меланхолическое состояние. Они как будто лишний раз напоминают читателю о том, что всё и все в этом мире не вечны, о том, как быстротечна наша жизнь, о том, что даже если ты живешь на полную катушку, ярко и красочно - все равно история твоей жизни уместиться лишь на сотню-другую печатных страниц... Я обазятельно буду читать продолжение истории об этом семействе - мне кажется, что бурный и лихой ХХ век, маячивший на горизонте последних страниц, обязательно преподнесет Буссарделям множество приключений, перипетий и неожиданных поворотов судьбы...

Книга прочитана в рамках 15-го тура игры "Вокруг света" и игры "Новогодний флешмоб 2021"