Больше рецензий

4 февраля 2021 г. 20:27

405

3.5

Внимание! Джордж Мартин и Гарднер Дозуа предупреждают: женщины могут быть смертельно опасны для вашего здоровья! 21 история о коварных, сильных, вооруженных, властных, безжалостных, справедливых и просто убийственно красивых женщинах в прошлом, будущем и настоящем от всемирно известных писателей и новичков под одной обложкой. И, хотя на русском книга вышла в серии "Мастера фэнтези", нашлось место и другим жанрам. Казалось бы бомба, но, как и любой сборник, этот неоднороден и не лишен недостатков. Одна из проблем кроется в подборе жанров - детектив здесь выглядит очень уж спойлерно. Еще один недостаток в том, что почти половина произведений сборника входят в какой-либо цикл. Поэтому я бы не советовала читать антологию целиком, лучше выбрать то, что заинтересовало. Дальше пара слов о каждом произведении.

"Вынесение приговора" С.М. Стирлинга относится к циклу "The Change" практически не переведенному на русский. Героиня рассказа, Джунипер Маккензи, как вождь обязана вынести и исполнить приговор тому, кто совершил зло. Но без циклового контекста непонятно, чем так важен этот эпизод, кто все эти люди друг другу, не раскрывается и мир, в котором все происходит. Похоже на постапокал с откатом технологий на уровень Средневековья, но это не точно.

Рассказ "Девушка в зеркале" Льва Гроссмана принадлежит циклу "Волшебники" и его действие развивается в школе волшебства, но опять возникают те же вопросы: для чего нам показывают именно этих героев именно в этой ситуации? Без знакомства с циклом не разобраться.

Повесть из более известного цикла Песнь Льда и Огня Джорджа Мартина тоже вряд ли будет интересна кому-то кроме фанатов Вестероса. "Принцесса и королева, или Черные и зеленые" рассказывает о семейных разборках Таргариенов и если вам это ни о чем не говорит, то не стоит потраченного времени.

Эпизод из мира Диких Карт "То, о чем мама лгала мне" за авторством Кэролайн Спектор вряд ли подойдет для знакомства с циклом. Зато опасных женщин в нем аж две, обладающие суперспособностями Пузырек и Худу-Мама.

"Та еще сорвиголова" Аберкромби хоть и знакомит читателя с новым персонажем Земного Круга, но также относится к необязательному чтению и предназначена для поклонников цикла. Шай Соут еще сыграет ведущую роль в "Красной стране", а пока что удирает от опасности во все лопатки.

Повесть "Девственники" Дианы Гэблдон - приквел "Чужестранки", рассказывающий о Джейми Фрейзере до встречи с Клэр. И снова стоит читать только если эти имена заставляют ваше сердечко биться чаще.

А вот Джим Батчер в повести "Красотки", наоборот, обходится без главного героя своего цикла о приключениях детектива-чародея "Досье Дрездена". На первый план здесь выходит помощница Гарри, Молли Карпентер.

Кэрри Вон в рассказе "Раиса Степанова", как ранее в "Девушках из Эвенджера", повествует о подвигах женщин-летчиц времен Второй Мировой. На сей раз ее героиней становится обычная советская девушка.

Один из моих фаворитов в этом сборнике - повесть "Тени тишины в лесах ада" Брендона Сандерсона входит в условный цикл "Космер", но читается как отдельная законченная история. Тишина - хозяйка постоялого двора на окраине Леса, обиталища кровожадных призраков, которых называют Тенями. Одинокой женщине с детьми приходится быть сильной, чтобы выживать в этих условиях.

"Имя зверя" Сэмюэля Сайкса - один из немногих рассказов сборника в жанре фентези. Люди в нем ведут войну с шиктами, прирожденными охотниками, жестокими и не знающими жалости. Но гораздо легче убивать, считая своего врага диким зверем.

"Второй арабеск, очень медленно" Нэнси Кресс рассказывает о постапокалиптической Америке. Предписанное женщинам предназначение - сохранять жизнь - сводится в итоге к деторождению и уходу за детьми. Но разве важно только то, что помогает выживать? Безымянной главной героине придется ответить на этот вопрос.

"Неземной образ" Мелинды Снодграсс рисует более радостное будущее, хотя и не для всех. Корабли бороздят просторы Космоса, человечество давно соседствует с другими расами разумных существ, но кое-что в отношениях полов не меняется с начала времен.

"В аду нет фурий" Шеррилин Кеньон - типичный ужастик, основанный на легенде о мстительном духе, чей покой потревожила компания друзей в поисках сокровищ. Меня, к сожалению, такие вещи не пугают.

"Город-лазарь" Дианы Роланд - классический нуар: неопознанный труп, уставшие полицейские, дождь, город, прогнивший до основания и, конечно, роковая красотка.

Чиллер "Я знаю, как их выбирать" Лоренса Блока формально подходит под тему сборника: опасная женщина с убийственными планами в наличии. Но мне казалось, что идея в том, чтобы показать - женщины не уступают сильному полу в жестокости, умении планировать и коварстве, что делает их не менее опасными, чем мужчины.

"Непорядок в душе" Меган Эббот - триллер, умело играющий на страхах молодых родителей, о том, что на самом деле мы плохо знаем даже самых близких.

"Соседи" Мэган Линдхольм (более известной под псевдонимом Робин Хобб) рассказывает о старой женщине, которая слышит голоса из прошлого и видит то, чего остальные не замечают. Окружающие списывают все на возраст героини, но она сама уверена, что еще не выжила из ума.

Женщины чаще оказываются жертвами насилия, чем его инициаторами и поэтому женщины-убийцы воспринимаются как нечто исключительное, тем не менее, они существуют. "Заботливые" Пэт Кэдиган как раз о такой ошибке восприятия.

В исторической зарисовке "Песнь о Норе" Сесилии Холланд речь идет о выдающейся женщине, которая была супругой двоих королей и матерью еще двоих. Но королевский титул не гарантия счастливой и тем более спокойной семейной жизни.

Рассказ "Королева в изгнании" Шарон Пенман тоже посвящен реально существовавшей женщине - королеве Сицилии Констанции де Отвиль. Мы не знаем, какой была Констанция, но один ее поступок, сохранившийся в веках и давший основу для рассказа, свидетельствует о силе характера под стать настоящей королеве.

Люблю Джо Лансдэйла за язвительные реплики и черный юмор. Все это есть в рассказе "Поединок с Хесусом", а кроме того, женщина, за которую стоит драться, даже если драка будет длиться всю жизнь.

несказанные речи