Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2021 г. 15:39

981

3.5 Среднее дореволюционное женское образование глазами институтки

Под настроение интересно посмотреть и сравнить то, как и в чем состояла система образования в разное время как в России, так и в других странах. Ведь "школьные годы, чудесные" - основная пора формирования личности и ее социализации, и от заложенного фундамента будет зависеть очень многое -от самооценки и мироощущения до карьеры и жизни. Читая различные мемуары и биографии, я на это всегда обращаю внимание, тем более, что нет мемуариста, который не вспомнил бы этот существенный кусок своей детской жизни. Кто-то с радостью и ностальгией, но большинство, все же с критикой и негативом. Женское обучение - особая тема, в большинстве периодов существования нашего общества - больная тема. Сразу вспоминается отчего-то "Джейн Эйр" и пансионаты для девочек. Тем интереснее должно быть знакомство с произведением Л.Чарской, которая описывает внутреннюю "кухню" такого Института для девочек в прекрасную эпоху сильной Российской империи. Я давно вышла из возраста той целевой аудитории, на которую рассчитана это чрезмерно сентиментальная и мега-слащавая книга, и поэтому обращала внимание именно на те особенности, которые можно оценить в системе образования, в иерархии, в специфике общения. Ведь книга, написанная более ста лет назад, может дать такую пищу для размышлений. Собственно и возраст тут не причем, потому как книга архаична и показывает совершенно не такой стиль общения, который бытует сейчас, хотя общие признаки и проблемы те же. С этой позиции невероятно раздражающим была подача текста с постоянным сюсюканием, с уменьшительно-ласкательными словами, с представлением романтизированным донельзя. Но, наверное, для определенного возраста читается такое влет. Из интересного еще обратила внимание на жаргонизмы и местный офранзузенный сленг:

«Сливками» или «парфетками» назывались лучшие ученицы, записанные за отличие на красной доске; «мовешки» — худшие по поведению.

Вывод - наверное, можно не переживать за современное засилье американизмов, все прожует наш великий и могучий и останется таковым и через столетия. Далее, все эти ласкания-"лизания" (как называла их Нина Джаваха), потери сознания, заполошно бьющиеся сердца, постоянная подмена понятий дружбы и любви, тоже весьма специфичны. Возвращаясь к связке "педагог-ученик", "Записки институтки" - эдакая мажорная нота девичьего образования в противовес более мрачного представления в той же "Джейн Эйр". Тут все такие благостные, несмотря на определенные, проскакивающие тут и там ситуации, которые в реальности наверняка оценивались иначе, нежели интерпретированы тут. Но госпожа автор знала что пишет, для кого пишет, и что будет стопроцентно интересно ее современной читательской аудитории, ведь ее книги были просто нарасхват. Так как это было мое первое знакомство с автором, то оно позволило узнать и ее литературный стиль и желание романтизировать тех самых милых институток конца уже (о, ужас) аж позапрошлого века.

Прочитано в рамках Игры в классики, а также в Собери их всех