Больше рецензий

2 февраля 2021 г. 14:03

530

3

«Судьба такая штука: только что у вас был выбор из многих вариантов, и вдруг вариантов больше нет» (с)

Пожалуй, основополагающей частью сюжета в «Луна-парке» для меня стал выбор или, если точнее, возможность и желание выбирать. Потому что автор занял интересную позицию - позицию отказа от лишней идеализации героев. Хотя какая там идеализация, большая часть упомянутых в книге персонажей — психически неуравновешенные, сексуально озабоченные засранцы, которые отсеиваются по принципу «от большего к меньшему».
В чем же суть выбора? В том, что
«от тебя все зависит — наплевать на толпу или слиться с ней».
Что делать? Втереться в популярную тусовку, даже если это грозит потерей человечности, или остаться прозябать в рядах изгоев и неудачников? И есть ли вообще что терять? Что выбрать, свет или тень, если первое дарит покой, а второе будоражит плоть и туманит разум? Можно ли сбежать от наказания?.. И так далее.
На самом деле, в этой книге скрыто немало умных мыслей, несмотря на гротесковую, плотную и грязную оболочку из «террора и хоррора», которые помогают сначала проникнуться и прочувствовать атмосферу страха, неприязни и отвращения, а затем осознать это уже в полной мере, как свершившийся факт.
Прежде чем начать, я прочитала несколько рецензий, как читательских, так и критических, и хотя я считаю заявления в духе «Никто не пишет так хорошо, как Лаймон» и «Лаймон был, есть и будет королем ужасов» слишком пафосными и претенциозными, однако я также нахожу, что он довольно неплохо пишет, неплохо разбирается в психологии людей (в частности, склонных к социопатии, скрытой агрессии, сексуальному насилию и обладающих доминантными качествами — короче, в среде психов, маньяков и шизофреников его бы приняли как родного, с распростертыми объятиями), что, собственно, становится очевидно на примере наших главных героев.
Хотя героями их называть, пожалуй, не стоит в силу некоторых особенностей их характеров. Такое ощущение, что в этой книге антагонисты борются с антагонистами, а где-то на заднем плане маячат главные герои, которым лень напрягаться, а чужие смерти волнуют постольку-поскольку. Хотя в этом тоже чувствуется своя атмосфера. По крайней мере, отвращение у меня вызывали практически все и в целом, и в частности, так что никого жалко мне не было.

В книге чувствуется некий мистический «душок» (благодаря антуражу, затененности отдельных сцен и персонажей, а также неведомой интриге, которая держится почти до самого конца, хотя... идея насчет возможной развязки у меня возникла еще до того, как я добралась до половины книги. Даешь «очко» в пользу предсказуемости и «минус» в оценку книге). Используя известные в жанре ужасов элементы антуража — парк аттракционов, дом страха и его антипод — дом смеха, колесо обозрения, а также темный безлюдный пляж, плюс дополнительные элементы вроде кишмя кишащих в городке бомжей - «троллей» и охотящихся на них троллеров, Лаймон создает своеобразное поле битвы, которое хоть и не Земля, но которое все же припасает пару сюрпризов для тех, кому посчастливилось (и тут я абсолютно серьезна!) не столкнуться с лаймоновскими «Подвалом» и «Домом зверя».
Как на мой вкус, в книге многовато сосков, грудей, промежностей, щупаний и поглаживаний гладкой кожи друг у друга... поначалу я читала в напряжении, потом начала жалеть, что не вела учет. Это гарантированно забило бы список «космических оргазмов» из «Штурмана для космического демона».

Если обобщить «картинку», то она похожа на пестрое лоскутное одеяло, которое если глянуть в целом, имеет свой определенный рисунок, но если начать приглядываться, то становятся заметны слишком грубые и неаккуратные стежки. Поэтому, обобщая... эта книга неприятная. От нее исходит эфемерная вонь, и да, пожалуй, она не для ханжей. Лично мне пришлось временно выгнать свою внутреннюю «ванильную» интеллигентную девочку, которая никогда не матерится и любит романы Сары Эдисон Аллен, так как в ее компании мне читать было вдвойне некомфортно. Впрочем, это и не настолько уж нон-конформистская литература, чтобы горделиво выпячивать грудь, что, мол, с последней страницей последний бастион был взят.
И да, если говорить о серии «Мастера ужасов», то эта книга определенно НЕ вписывается в заявленные рамки. Что мы подразумеваем под ужасами? Конечно, нередко это бывают и слэшеры, и зомби-хорроры, но чаще всего это то, что трудно объяснить. Я не так уж много книг в этой серии прочитала, однако «Дом малых теней» Адама Нэвилла — это да, это уже ближе. Потому что она настолько причудливо-странная, что ее невозможно объяснить рационально. Даже если в итоге будешь приходить к какому-то конкретному решению, ответу, все равно будет оставаться некое звено, не вписывающееся в общий ряд.
Здесь же... «Луна-парк» - он приземленный. По сути своей, здесь и ужаса как такового нет. Триллер — да, кажущаяся мистификация — возможно, потому что благодаря нагнетаемой атмосфере нам начинает казаться, что история глубже, чем она есть на самом деле. И поэтому подчас задаешься вопросом, а почему, куда, с какой целью похищаются все эти люди? Что с ними в итоге происходит? Ну, у меня были разные версии, в том числе и неприличные, однако финал расставил все по местам, и в плане претенциозности и чрезмерности побил все рекорды.

И дойдя до конца, я просто задалась вопросом: серьезно? И все, что было, оно было ради ЭТОГО? Дело даже не в том, что это уж очень явно что-то напоминает, это было попросту слишком, очень слишком, слишком сильно чрезмерно! Вот как слишком много получилось «слишком» в одном моем предложении, так и там, потому что ничто на это не указывало. Если честно, я бы меньше удивилась, если бы по главному «аттракциону ужасов» бегал лысый орангутанг с острова Борнео, беснуясь, насилуя и убивая. Уровень ожидаемости был бы примерно тем же, однако это придало бы хоть какую-то изюминку сюжету, который, впрочем, и это бы уже не спасло.
Однако несмотря на это, несмотря на некоторую «калейдоскопичность» заключительных скитаний среди темноты и в окружении смерти, финал получился вполне в духе всей книги.
Ну и конечно, самый — САМЫЙ - финал. Несколько приятных (особенно в сравнении с большей частью книги) моментов и встреча с одним из, можно сказать, старых знакомых подвела черту под загадочными событиями, происходившими в Болета-Бэй.

Остается только лишний раз вспомнить, что в серии «Мастера ужасов», запущенной аж в 2016 году, все же попадаются довольно внятные вещи. Да, не шедевры, да, не все здешние авторы - претенденты или лауреаты премии Международной Гильдии Ужасов. Однако читая некоторые книги, можно довольно приятно провести время, погружаясь в хаос и безумие отдельно взятых персонажей. Я не могу сказать, что эта книга мне хотя бы немного понравилась (но определенные части были все же довольно неплохими) и определенно не смогу ее кому-то посоветовать. Это тот выбор, который каждый должен сделать сам — читать или не читать. Потому что хвалить или ругать ему останется только себя.