Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

2 февраля 2021 г. 10:31

2K

4

Проза Элис Сиболд - это вообще не про литературу. Это про проработку психотравм разного масштаба. Сами по себе "Милые кости" - так себе книжечка, но у меня они наложились на сто лет назад читанную "Счастливую" ("Lucky" по-английски, что гораздо лучше отражает суть, не счастливая, а везучая, удачливая), и многое встало на свое место, сложился некий пазл. Серьезно, начинать читать Сиболд надо именно со "Счастливой", ведь именно она объясняет, про что в принципе пишет этот автор.

Сюжет "Милых костей" включает в себя несколько жанров. Это и триллер - девочку насилует и убивает маньяк, это и психологическая драма - семья девочки пытается как-то пережить это горе, это и мистика - убитая девочка с небес наблюдает за своими близкими и пытается участвовать в их жизни, но по-настоящему чувствовать погибшую дано лишь ее однокласснице, с которой при жизни она едва перекинулась парой слов. Это и детектив, ведь убийство есть убийство, и его надо расследовать. Это и в какой-то степени янг-эдалт, ведь подавляющее большинство персонажей - ровесники героини. Это довольно посредственная литературная мешанина, но очень хорошая попытка ответить на такие вопросы, как "Почему дерьмо случается?" и "Как с этим жить дальше?" Естественно, ответы: потому что и как получится.

Большой плюс Сиболд в том, что она описывает очень большое количество людей, так или иначе имевших отношение к убитой. То есть, она показывает, как круги расходятся по воде, задевая постепенно, но многих. Горе родителей, горе сестры, брата и бабушки, горе друзей и одноклассников, горе мальчика, поцеловавшего девочку в школьном коридоре, горе соседей - так много чувств и переживаний, глубоких и поверхностных, многолетних и мимолетных, настоящих и поддельных.

Большой минус Сиболд в том, что при очень динамичном начале и при очень одухотворенном конце середина книги просто никакая. Повествование топчется на месте, а потом внезапно срывается и несется куда-то вскачь, чтобы потом опять замереть и утонуть в ненужных описаниях и повторах. Главная фишка романа - повествование от имени девочки-призрака с небес - на мой взгляд, крайне неудачная находка, ну или по крайней мере очень неудачно поданная. Розовопониевый рай меня изрядно раздражал. Я не знаю, как это всё надо было сделать, но мнится мне, что не так.

Повторюсь, что мне очень зашла идея показать как можно больше окружавших героиню людей, но покоробило, что большинство подростков изображено супергероями, которые бегают/учатся/рисуют лучше всех на свете и прекрасно решают свои проблемы без помощи взрослых и даже решают за взрослых их проблемы. Но думаю, что корни и этого явления можно найти в истории, рассказанной в "Счастливой", ведь там героиня тоже решала свои проблемы сама.

Хотя сама Сиболд утверждала, что сюжет "Милых костей" ничем не связан с опытом, описанным ею в "Счастливой", думается мне, что автор лукавила, и альтернативным названием данного произведения могло бы быть "Несчастливая" - "Unlucky" - потому что Сюзи Сэлмон, главной героине, очень не повезло, она умерла. Потому что пока ты жив, у тебя есть шанс, а у Сюзи все шансы и возможности жестоко отобрали. И да, эпизод с сосулькой был великолепен. Сосулька - идеальное орудие убийства, если что, на всякий случай.

Ну и конечно образы отца и матери, здесь для психолога прям раздолье. Комплекс Электры налицо. Отец приносит дочери новые лезвия для бритвы в день первой эпиляции. Отец строит макеты кораблей и отдает их дочери. Отец привязан к детям гораздо больше, чем кукушка-мать. Мать не зря описывается женщиной невероятной красоты с глазами-океанами. Она - загадочная холодная бездна, дети напрасно ищут у нее поддержки в трудную минуту, она вращается по своей собственной орбите. Отец же наоборот невероятно домашний, уютный, семейный. В книге Сиболд родители меняются традиционными гендерными ролями, и женщина рвется на свободу, в то время как мужчина стремится к очагу. Возможно, здесь кроется подсознательная (под?) мечта о мужской силе, мужской свободе. И героиня "Счастливой", и героиня "Милых костей" страдают от мужских действий, так удивительно ли, что они желают оказать мужское же противодействие?

Как бы то ни было, читать эту книгу парадоксально и скучно и интересно одновременно. Скучно, потому что автор так долго толчет воду в ступе, что мы уже успеваем устать, заснуть, наплевать на судьбу Сюзи Сэлмон. Интересно, потому что между строк символами вырываются настоящие страдания, настоящие страхи. Как литература книга "Милые кости" довольно плоха, но она тем и хороша, что это не литература, а жизнь.

KillWish: Тур 6. В гостях у Дракулы или мистическое турбюро. Мишень № 11, «Kill Them All»