Больше рецензий

31 января 2021 г. 20:05

1K

Критериями “нравится – не нравится” это не оценить. Это очень своеобразное чтиво, имеющее ценность лишь в историческом контексте.

Книга состоит из трех частей. В первой рассматриваются теоретические вопросы: можно ли признавать существование ведьм, их взаимодействие с дьяволом, причины, по которым бог допускает их деяния, их отличия от простых еретиков и т.д. Здесь авторы часто ссылаются на различные каноны и религиозные тексты, доказывая свою точку зрения. Самая сложная для понимания часть, с большим количеством логических умопостроений, основанных на религиозных аксиомах. Выводы, конечно, бывают своеобразными. Например: никто ведь не сомневается в том, что молитва исцеляет физические недуги? М? Значит, заговоры ведьм могут обладать такой же силой, но противоположного свойства. Логично? Логично.

Многие положения основаны на мнении святых, живших ранее. Их авторитет, как правило, не обсуждается.

Зачем канонистам было необходимо столь рьяно предлагать различные наказания за чародейства, если бы они и не существовали вообще?
Лишь опираясь на слова святых, возможно выявить действительную, католически правоверную истину относительно того, что ведьмы всегда действуют совместно с демонами и что один без другого они совершенно бессильны.
Слова святых, к примеру.
В кн. 5, в гл. 23 «О граде божием» Августин пишет: «Часто говорилось и многими утверждается из личного восприятия и из свидетельств других очевидцев, в достоверности которых не может быть сомнения, что лешие и фавны, которые в народе называются инкубами, обуянные страстью к женщинам, добивались плотского соития с ними и его с ними совершали, и что некоторые демоны (называемые у галлов дузами) усердно пытались творить подобные скверны и часто их совершали. Было бы наглостью отрицать это в виду достоверности людей, утверждающих подобное».
свернуть

Вторая часть посвящена конкретным примерам. Это сборник историй о ведьмах и их деяниях, о способах колдовства. Читается, как посредственные сказки. Остается только удивляться, кто это придумывал и кто этому верил.

Третья часть посвящена описанию судебного процесса над ведьмами. По сути, это подробная инструкция судьям: с чего начинать, как действовать при различных сценариях развития событий, в какой момент заканчивать процесс. Суд над ведьмой – это история особая. Здесь не должно быть привычных формальностей, в ходе процесса (который может затянуться на несколько месяцев и даже лет) поощряются хитрости, моральное давление, проволочки, ложь.

Инквизиторам необходимо вытянуть у ведьмы признание в колдовстве, ведь иначе ее нельзя казнить. Но, чаще всего, подозрение против ведьмы достаточно сильно, чтобы выпытывать это признание всеми средствами. А если попался крепкий орешек, его, в конце концов, вынуждены передать светскому суду. Конечно, с просьбой отнестись к человеку снисходительно. Вот только авторы открытым текстом говорят, что светский суд в таких случаях осуждает на казнь, несмотря на эти лицемерные просьбы, обязательные по протоколу.

К слову, доносчики на ведьм тоже могут легко оказаться подсудимыми - тут уж как повезет. Авторы вроде пытаются быть объективными, понимают, что признания, вырванные пытками, могут быть ложью; что свидетельские показания могут быть вызваны личной неприязнью и тому подобное. И призывают судей быть внимательными, не торопиться с решением. Но от всех этих рекомендаций и инструкций так и веет обреченностью: дьявол среди нас, ведьмы повсюду, всех сжечь! Некоторых, в виде особой милости, пожизненно посадить в тюрьму на хлеб и воду. Кого-то замуровать заживо (тоже в виде милости).

В общем, все это было бы смешно, если бы не происходило на самом деле.

Комментарии


Страшная книга, но рецензия отличная, спасибо!
Надо взять на вооружение этот аргумент

Было бы наглостью отрицать это в виду достоверности людей, утверждающих подобное».

Там немало перлов, на самом деле) Но этот аргумент меня убил наповал


Как хорошо написала! Мне ещё учиться и учиться :))


Спасибо)) Практика и практика + интерес))