Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2021 г. 18:52

1K

4.5 Мораль в чулочках для канкана

Официально считается, что Антон Павлович Чехов родился 17 (29 по новому стилю) января 1860 года, но сам писатель считал, что родился на день раньше - 16 (28) января, а просто так был записан. Надо признать, что такая практика встречалась в старые времена почти повсеместно - родители, если у них была какая-то причина, или они просто не уделяли этому вопросу принципиального внимания, записывали детей на "удобные" по тем или иным причинам дни. Далеко ходить не надо, моя собственная мама имеет официальную дату рождения - 18 ноября, и "настоящую" - 17 ноября, а ведь она родилась через 80 лет после рождения Чехова.

Так что я решил отметить обе "чеховские" даты - и натуральную, то есть, сегодняшнюю, и официальную, следовательно, завтрашнюю. Для "сегодня" я выбрал один из ранних рассказов писателя, когда он еще подписывался "Человек без селезёнки", - "Ряженые". Поэтому "Ряженых" 1883 года, а это как раз и есть те, которые интересуют нас, следует отличать от других "Ряженых", которые были написаны через 3 года - в 1886.

Но суть, следует признать, у обоих рассказов похожая. Я бы сейчас, как ни странно, вернулся к своей рецензии, которую совсем недавно написал на сказку Джанни Родари "Джельсомино в стране лгунов", потому что Чехов пишет о том же, о чем через почти век попытается сказать итальянский сказочник. О том, что весь мир пропитан духом лжи, что люди изо всех сил пытаются скрывать свое истинное лицо, стараясь предстать не собою, а кем-то еще. Просто Родари говорил об этом в эксцентричной и сатирической форме, а Чехов свою сатиру облёк в ироничные тона. В результате у Антона Павловича получилось в 100 раз короче, зато более наглядно и доступнее для понимания.

Не думаю, что Антон Павлович слишком серьезно относился к тому о чем писал в этом рассказе, для него это были совершенно очевидные вещи, вокруг которых не стоило разводить "высокую" философия, опять же из-за их очевидности. На самом деле поводом для написания фельетона послужил реальный инцидент, имевший место в театре Лентовского. Этот господин разместил над сценой своего театра надпись "Сатира и мораль", а по факту под этими словами исполнялся канкан и процветало зубоскальство.

Собственно, этим эпизодом и заканчивает Чехов свой небольшой фельетон, замыкая круг. Еще следует добавить, что первым на то, что творится в театре Лентовского обратил внимание А.Плещеев, писавший:

Над храмом дикого канкана
Пришла в башку кому-то „шаль“ —
Изобразить, должно быть спьяна,
Слова: „Сатира и мораль!“»


1305

Комментарии


Спасибо за рецензию, Сергей! )
Да, сегодня настоящий День рождения Антона Павловича.
А завтра будут его именины - День Святого Антония. )

картинка Ludmila888


Спасибо )
Всё так и есть!


В тему, напомнило, фильм "Черная вуаль", блестящая экранизация "Отравленной совести" Амфитеатрова, про те же времена.
Миллионер Рокшин (Абдулов) подпаивает в ресторане, в отдельном кабинете, следователя Синёва (Маковецкий) и вызывает, гм... проституток.
- А как же мораль? - спрашивает Синев.
- Мораль? Есть мораль! Даже две! Одна - тебе, другая - мне!


Да, припоминаю этот эпизод )


Сергей, так ты оказался близок к Чехову и по дате рождения! Поздравляю обоих :)

Спасибо!
А с Салтыковым-Щедриным и Моцартом вообще совпал :)


Жду рецензию на реквием :)


Если только на ахматовский :)