Больше рецензий

28 января 2021 г. 18:17

206

3.5 Две большие разницы

Это не первая книга Быкова, которую я читала. Но только теперь я перестала ждать чуда и надеяться, что книга мне наконец понравится. Нет. То, что я принимала за "неудачи" автора, таковыми не являлись. Это его обдуманная и прочувствованная позиция. Единственное, что меня удивляет, как он меняет темперамент. Когда я слушаю литературные лекции Быкова, мне хочется записать каждое слово, перечитать несколько раз. И даже если я не согласна со сказанным, взгляд лектора расширяет "обзорную площадку" для рассмотрения литературного произведения, заставляет всё обдумать еще раз, внутренне поспорить. Он будит мысль. Он искромётен, он зажигателен, парадоксален и потрясающе эрудирован.
Другое дело - тексты его книг. Болезненная реальность как из лихорадочного сна, душевные расстройства героев, неблагополучие, прозрачные намеки на политические реалии страны, обернутые в нарочито аляповатый фантик - "примите таблетку правды хоть в приукрашенном виде". Учитель торчит из-за каждого сюжетного поворота, из-за каждого образа и попутно пытается объяснить читателю, как следует понимать произведение и его персонажей.
И самое главное - его политическая позиция, которая и есть главный герой всех его рассказов в этом сборнике - мне чужда, а потому я никогда не приму прозы Быкова и вряд ли возьмусь хоть за одну его книгу впредь (хотя "зарекалась ворона дерьмо клевать"). Он объявляет любого человека, которому живется внешне спокойно - слабоумным. Для примера: многие из нас едят рыбу и мясо. Мало кому нравится убивать животных, но мы миримся с этим фактом и не заостряем на нём внимания, ибо неприятно. Быков же подобен человеку, который выуживает из политической мусорки кишочки недавно съеденного карпа, размазывает их по столу и вопит "вот ваша реальность".
- Успокойся, мы в курсе.
Чего добиваются люди, раскачивающие и без того терпящую бедствие лодку? К чему призывают? Покаяться перед всем миром, раздать свои территории по кусочку, кому что приглянулось и сдохнуть с чистой совестью? Ну почему Зибельтрудты имеют болезненную потребность потрошить Христа, петь "Ваня пукнул в храме" (на это хотелось ответить "Абрам, не стоит пукать в храме, при том свой грех валить на Ваню"), стыдить нас за то, что мы "ностальгируем - мастурбируем", воплощать образ родины в болезненно по-женски кровоточащей матери-одиночке, потерявшей паспорт, Для них - исторически космополитов - родина там где они живут. В этом отличие национальностей. И это не антисемитизм, но не надо называться русским и при том петь свои национальные мотивы.
С точки зрения языка всё великолепно, богатый лексикон, владение различными стилями (хотя скорее пародирование). В тексте щедро рассыпаны аллюзии ко множеству произведений, узнавать и отыскивать их довольно занимательное занятие. Но вот фон...подходящий музыкальный трек звучал бы тревожно и вкрадчиво с нарастанием безысходности, а мне и своих "чертей" хватает.