Больше рецензий

anna_angerona

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2021 г. 04:15

119

4

Всё переплетено.
Море нитей, но
Потяни за нить – за ней потянется клубок.
Этот мир – веретено.
Oxxxymiron «Переплетено»

Мне пришлось по душе то полотно, которое соткала Ева Вишнева aka Анна Рузина. Очень искусно и замысловато получилось: всматриваешься в него, пытаясь понять логику переплетения нитей, и чувствуешь, как впадаешь в некое подобие транса. В определенные моменты, когда кажется, что всё упорядочивается и становится понятным, очевидным, кто-то невидимый вдруг будто нарочно подкладывает дополнительную нить, а потом – ещё и ещё, и вот буквально на глазах образуется уже новый узор, хитросплетения которого приходится разгадывать с самого начала.

Впервые встретившись с произведением Анны в конкурсе «Пишем роман», когда нужно было читать только отдельные фрагменты, я сразу поняла, что чтение будет непростым – в самом лучшем для меня смысле этого слова: это когда автор не пытается положить читателю в рот уже разжёванные подтекст, идею и замысел, чтобы ему было легче всё переварить. Другой крайности я здесь тоже не увидела: намеренного желания автора запутать читателя, чтобы из текста он выбирался ползком, с квадратной головой и безумными глазами. И всё-таки некоторые вопросы для меня здесь остались открытыми или не до конца прояснёнными, но это я объясняю себе тем, что, во-первых, завершена пока только первая часть романа, а во-вторых, кое-какие эпизоды, возможно, стоило прочесть более внимательно и даже не один раз.

Здесь есть три чётко выраженные сюжетные линии, которые переплетаются между собой: главы, относящиеся к каждой из них, чередуются друг с другом. Первая – фантастическая: о «дивном новом мире», в котором люди имеют возможность обретать новые тела взамен пришедших в негодность. Главы её – что-то вроде сообщений или писем, которые главный герой Оскар наговаривает на диктофон (по крайней мере, мне представился именно такой процесс). Эта часть мне показалась самой сложной для восприятия и понимания. Может, дело в том, что мне не хватило деталей для получения более чёткого представления о проекте «Жизнь плюс» – здесь, в основном, именно о нём идёт речь. Хотя сами письма-сообщения мне показались достаточно проникновенными и человечными, как ни странно: странно – потому что, по логике нового мироустройства, в новых людях должно было остаться совсем мало человеческого. По крайней мере, того, что именно мы привыкли таковым считать.

Вторая сюжетная линия повествует о некой деревушке, где живут люди, словно застывшие между временами или в каком-то безвременье, как насекомые в янтаре. Это очень красиво, но жутковато, если рассматривать их в определённом ракурсе. Вот им присуще уже гораздо больше человеческого, чем персонажам из «дивного нового мира», который, как мне показалось, существует вроде бы где-то по соседству или, возможно, чуть дальше, а может, на совершенно непреодолимом расстоянии. Взаиморасположение и взаимозависимость этих двух реальностей осталось для меня ещё одной неразгаданной шарадой. Хотя появление в данной истории уже знакомого, но, в то же время, какого-то другого Оскара и можно считать некой подсказкой. Самый яркий персонаж этого более человеческого мира – ведьма Сид, которая обладает весьма интересными сверхспособностями: с одной стороны, они позволяют ей делать многое, а с другой – очень многого её лишают. Сид некоторым образом связана со многими жителями деревушки, но особенно крепкая нить соединяет ей с Весеей, чей сын внезапно исчезает. Только вот эта связующая нить так и осталась для меня невидимой, то есть необъяснимой, хотя иногда мне казалось, что я её вот-вот нащупаю, и было понятно, что точно должна – возможно, она станет ощутимой и очевидной в следующей части романа.

И, наконец, в третьем художественном измерении романа перед нами открывается дверь в частный пансионат. Или, возможно, приют – чем дальше развивается сюжет, тем больше склоняешься именно к этой мысли. В общем, это некое заведение, где постоянно живут и учатся девочки и мальчики, которые на первый взгляд кажутся обычными, пока с ними не начинает происходить то, что уже не позволяет их таковыми считать. Эти события, а также – определённые поступки подростков, образ их мыслей – всё это преображает героев удивительным образом в глазах читателя. Раз за разом с ними происходит и они совершают то, что добавляет всё новые нити в уже существующее переплетение смыслов, и оно становится ещё более сложным, витиеватым, почти непостижимым. Кстати, нити именно здесь, в этой сюжетной линии, наиболее ощутимы – они уже почти осязаемы. Девочка Элль их может буквально трогать руками и отслеживать, куда они ведут и как именно переплетаются друг с другом. Тема частных пансионатов – одна из моих любимых в литературе. Поэтому неудивительно, что и здесь она вызвала во мне отклик. Тем более, что автор просто шикарно, по-моему, справилась с её раскрытием и придала ей совершенно особенные, уникальные, своеобразные оттенки.

По завершении чтения я почувствовала себя виноватой из-за того, что бросаю героев, оставляю их наедине с нерешёнными головоломками, а нити – нераспутанными. Так что, Аня, жду следующую часть с нетерпением! Я не успокоюсь теперь, пока сама не отыщу вместе с Элль и другими вторые концы абсолютно всех ниточек)