Больше рецензий

24 января 2021 г. 18:15

729

4 хорошая книга

Как всем известно, лестница Иакова – библейский символ связи между Землей и Небесами. Небо начинается на Земле, в Семье, ибо по легенде Иаков должен был создать собственную семью, научиться управлять собственным домом. А что такое семья, если она не основана на единстве духа, веры, надежды и любви? Вот об этом роман-притча Л.Е. Улицкой. Об этом. Но и том, как падаем мы с лестницы, как хранимы ангелами, как бесконечно близки к тем далеким, которые ушли из этой жизни, но, несомненно живут в нас, в нашем обличии (Серые глаза как у Маруси, тяжелые скулы, как у меня, – думал Яков, глядя на внучку); в наших болезнях (экзема у Якова, Норы, Юрика и нового Якова, родившегося через сто лет после первого); в музыкальных, художественных, театральных пристрастиях… как будто, и они передаются бесконечными аллелями наших ДНК. Свобода и любовь, возможность раскрыть талант, откуда-то возникающие идеи и интуитивные находки –не тот ли это потенциал, который копят, собирают, записывают как отдельные строки в тетрадки (сжигаемые врагами или истлевшие от времени) деды и прадеды, а он «выстреливает» в третьем (четвертом, пятом и т.д.) поколении. Может невозможность реализовать желаемое, когда вот уже виден финал творения (диссертация Якова, его труда по демографии; неудачи Маруси в театральной и педагогической деятельности), есть возвещение «еще не окрепшим о хрупкости Его человечности»… И сколько поколений будет «подниматься после падения», крепнуть, любить, проявлять предначертанное? Не знаю. Но ясно точно – Будут. Ведь наш мир – огромное информационно-энергетическое поле, созданное Творцом, каждое открытие уже предначертано и нам остается лишь проявить осознанную нами часть божественного текста. Вот таким мне прочитался этот роман Улицкой. Хотя в нем яркой линией проходит тема загубленных тоталитарным режимом людей; громко звучат «еврейские голоса»; распахнуты двери театра, глубоко описано таинство рождения спектаклей. Очень импонируют естественно-научные философствования автора. По крайней мере именно они позволяют мне идентифицировать автора. И хотя книгу я буквально проглотила по скорости чтения и заинтересованности сюжетом, очень мешало и раздражало сходство с текстами Д. Рубиной. И стиль, и обсуждаемые темы, даже порой мелкие детали. Прочитала недавно трилогию «Русская канарейка», в «Лестнице Якова» поражалась числу схожих не просто тем, а даже мелких деталей. Что это «конкуренция» или «синхронизация»?