Больше рецензий

22 января 2021 г. 20:09

1K

5 Величье низкое, божественная грязь!

"Ты на постель свою весь мир бы привлекла,
О, женщина, о, тварь, как ты от скуки зла!
Чтоб тёмный замысел могла вершить Природа
Тобою, женщина, позор людского рода,"

Ш. Бодлер

Когда читаешь эту книгу, думаешь, что тебе есть, что сказать. Что текст обязательно будет складным и понятным. Привлекательным или обличающим и негодующим. Но когда книга заканчивается, остаются только беспомощные вопросы, которые готовы вытолкнуть тебя обозрение, поруганную авторской жестокостью.

Но, пожалуй, обо всём по порядку. Роман вот вообще не обманывает. Он и по объёму, и по количеству поднимаемых тем, по проработанности эпохи, развития героев - роман. А вот как концентрация чувств и отношений, это не роман вовсе. По крайней мере это не история любви мужчины к женщине и женщины к мужчине уже точно.
Я не буду сравнивать книгу с классиками Викторианской литературы, но мне было достаточно, чтобы почувствовать разницу между свободой слова Бронте и свободой Фейбера. Оба прекрасны, но это как смотреть только на одну или другую половину картинки и никогда не увидеть её целиком. Каждый из них рисует свою половинку мира. Но делает это шедеврально. Даже с той разницей, что автор никогда не жил в Викторианскую эпоху. Но, видимо, досконально её изучил. И сделал всё, чтобы читатель поверил в эту обратную сторону прекрасной эпохи.
Здесь поднято столько тем и аспектов викторианского быта и изложен он так нескучно, что оторваться было бы сложно. Хотя были моменты, о которых будет сказано ниже.
Повторюсь, что стоит приготовиться к совершенно нетривиальному путешествию в публичный дом. Ввязаться в отношения, далёкие от каких бы то ни было романтических идеалов или наоборот, лишённые чувственных наслаждений, но это не делает их примером для первых. Приготовиться стоит и к прогулке по непристойным районам, где лучше внимательно смотреть под ноги. Присмотритесь, как приноровились дамы из "Общества Спасения" приподнимать юбки, чтобы не запятнать подола, а священники маневрировать в лужах и помоях.
Если этого недостаточно, чтобы остановиться и повернуть обратно, то стоит подготовиться к тому, что большинство героев не стесняется в выражениях. И называет вещи своими именами, не спросив, позволено ли им так выражаться в вашем присутствии.
Всё ещё готовы последовать за ними?
Тогда открывается прекрасный мир истории о самых загадочных, даже по сей день, представительницах древнейшей профессии.
И об исключениях из них. К которым и относится наша героиня. Если назвать её по имени, магия всё-таки немножко рассеется. Да и думается мне, что вы не поверите в подлинность имени этой особы. Запомните её как Конфетку и довольно.
Эта девушка несовершенное совершенство в искусстве чувственных наслаждений. Она не так хороша собой, как можно ожидать, но обиженным от неё ещё никто не уходил. Порой кажется, что даже девушки и женщины, наберись они смелости, получили бы свою порцию наслаждений. Потому что Конфетка не только искушена в науке страсти и удовольствий, но и в принципе умна и эрудирована на фоне большинства. Найти умную содержанку пожалуй легче, чем интеллигентную шлюху. А именно к таким наша героиня и относится, поэтому не оскудевает дом миссис Кастауэй обществом первых людей высшего света, ищущих особенных удовольствий.
И всё же неудивительно, что от такой жизни хочется бежать. Сколь бы выгодной она не казалась, стоит только остановить взгляд на простых рабочих женщинах, на которых нет лица от многочасового труда на фабриках и заводах. Да и у тех нет гарантий, что мужья не заглядывают в дома со спящими до полудня блудницами.
У Уильяма Рэкхема супруга конечно не стирает ноги и пальцы на заводе, но доставляет своей совершенной красотой совсем мало радости. И он тоже таскается к продажным женщинам, готовым дать ему хотя бы одну ночь удовольствий, которых лишён его мрачный, молчаливый дом. С женой он практически не видится, а вопрос о возрасте единственной дочери и вовсе вызывает у него невнятный ответ.
И вот, казалось, бы неуверенный в себе, ничего не желающий, но умирающий при этом от тоски, Уильям встречает Конфетку.
Она захватывает его воображение без видимых на то причин, но устраивает, сама того не ведая, перестройку в жалкой личности Рэкхема. Ничего из себя не представляющего уже многие годы, не подающего надежд, а потому прозябающего не по статусу, на гроши, перепадающие от отца. Но желание заполучить эту невероятную молодую торговку своим телом и талантами, пробуждает рвение в самом Рэкхеме. Это благотворно сказывается на всех с одной стороны, и делает Уильяма невыносимым с другой. Уж не знаю, каким был старик Рэкхем в молодости, но если коммерсантская жилка наследственная, то натура эта по наследству. Уильям также мало ценит чужие жизни, если они не приносят удовольствий ему самому. Вообще в романе конечно многие неправы, но Уильям ярче всего олицетворяет власть и правоту мужчины в те, еще тёмные времена. С другой стороны, не смотря на всю страстную отдачу делу Рэкхема и в нём можно увидеть человека с нереализованными настоящими желаниями из жажды дорого-богато.
У Уильяма очень сложные и неоднозначные отношения в семье и о них можно выкатывать отдельную рецензию. Но в силу определённых обстоятельств так и осталось для меня загадкой, насколько он был палачом в судьбе собственной жены. Автор лишь временами приоткрывает для читателя тайну их прошлого, роняет обрывки фраз. Но даже из них можно извлечь неоспоримый факт, что в какой-то момент Агнес и её характер (отнюдь не сильный, но способный вызвать определённые трудности) стали ему очень сильно мешать. Мужчины этого века не готовы идти на компромисс и принимать своих женщин, это очевидно.
История Агнес показана нам куда более схематично и раскрывается только в определённых сюжетных ситуациях. На ней я, пожалуй, впервые отметила, что в зависимости от рассказчика менялось и моё отношение к героям. Если об Агнес говорил Уильям, то ты ему волей-неволей веришь, что жена не в себе и он устал, а стоит заговорить ей и всё сразу приобретает иные черты. Полноценного портрета и отношения к миссис Рэкхем не сложилось конечно, но мне искренне хочется верить в лучший финал для неё. И я продолжаю в него верить.
В романе нет типичного треугольника чувств. Если здесь вообще есть место привычному их пониманию. Эти женщины не будут делить Уильяма, даже если бы были представлены друг другу. И это делает его интереснее, чем дальше развивается действие. Уильям будет поставлен в ситуацию изучения каждой из этих двоих под разными углами.

Совершенным особняком, но в тесной взаимосвязи с другими героями стоят старший брат Уильяма, ещё более чудаковатый Генри Рэкхем-младший и его боевая подруга Эммелин Фокс. Я не буду много распространяться об этих отношениях, скажу только, что Генри это мой личный Клод Фролло, каким его мог бы написать Гюго, если бы у него была та же свобода слова, а у архидьякона был путь назад.
Именно устами этих героев говорит мораль, попытки исправить общество их безуспешность и типичные ошибки в спасении тех, кто спасённым быть не желает. Они могли бы быть гораздо счастливее всех присутствующих, если бы дали себе волю чувствовать, временами снимать друг с друга кандалы морали. Ну и если бы не стечение обстоятельств конечно.

Ещё большим особняком стоит дочь Рэкхемов, Софи. В этой маленькой девочке воплощены все страдания брака её родителей, все их грехи и слабости. Наверное это самый нуждающийся в истинной любви персонаж, в настоящей ласке и заботе. Может быть именно она больше, чем о ней принято думать, чем все остальные герои вместе взятые. Их странно-состоявшиеся отношения с Конфеткой, пожалуй, лучшее, на что была способна последняя за всю свою жизнь. Но было бы величайшей наивностью думать, что они могут дать друг другу что-то по-настоящему ценное на протяжении всей жизни. У меня до сих пор нет однозначного ответа про эти отношения. И при всей подозрительности в плохом развитии, я всё же надеюсь на хорошее. Всё же Конфетка сделала самое важное, открыла Уильяму глаза на то, что его дочь вообще существует, живёт в одном с ним доме и нуждается хотя бы в формальном участии в её судьбе.

Ещё немного мыслей, которые не могли не появиться здесь. Об отношениях Уильяма и Конфетки. Здесь нет и не было надежды на любовь, да даже обещаний никаких не было, коими бы стоило обольщаться. Было богатое содержание и страх потерять эту стабильность со стороны Конфетки. Наверное как и у любой содержанки, подцепившей стоящего покупателя своих услуг. И все эти страхи, выкрученные на самый максимум всегда будут с Конфеткой. От первой и до последней встречи. В один момент они будут плодом очень богатой фантазии, а в другой вполне реальной угрозой. И при всём при этом это те отношения, от которых невозможно оторваться.

Не обошлось конечно без сложностей, которые тоже следует отметить. 900 страничный в печатном виде, роман, занявший в моей читалке 2,5 тысячи страниц, так что мне будет легче мыслить процентными категориями, чем соотносить электронную и печатную версию (коей у меня, в общем-то, нет). Завязка книги занимает всего двадцать процентов от общего сюжета, основной экшен будет происходить тоже где-то в последние двадцать процентов. Так что же происходит в этой большой по объёму книге? Происходит жизнь. Но я уже говорила, что бытоописания здесь нескучные. Просто любителям динамики в таком случае в книгу лучше не ходить. Потому что то, что в этой книге экшен, может ими даже не посчитаться за таковой. Эта книга для тех, кто не утомляется от такой неспешности, кому не нужны динамичные детали и много событий чуть ли не в каждой главе.
Признаюсь, я немного ёрзала от нетерпения: когда же появятся те самые события, о которых все только думают, говорят, или даже предположить не могут, что автор их вот-вот подкинет. Но оно с лихвой, пожалуй, окупилось. И не потому что всё резко пришло в движение, а потому что ты понимаешь зачем было ожидание было. Вообще мне решительно нравится стиль повествования. Мне было даже жаль так надолго потерять из виду совершенно замечательную проводницу по роману.
Невозможно судить об оригинале, но я всецело доверилась переводчикам, потому что Сергей Ильин, переводивший непревзойдённую "Аду" не мог умолить своих талантов в этой книге.
Да, некоторые сюжетные линии никуда не выходят, остаются без ответа, а некоторые наоборот слишком внезапно обрываются без каких-либо приготовлений к финалу героев. Но всё это не делает эту книгу хуже, разве что специфичнее, заставляя задавать себе и ей вопросы. И может быть искать на них ответы при перечитывании, кто знает? Ведь столько ещё на самом деле не сказано в этой рецензии.

Наверное и до и после меня будут люди, которые будут сидеть, долго всматриваться в последнюю страницу книги и вопрошать автора, как можно было так закончить роман.

"Книжное путешествие" 17 тур.