Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

21 января 2021 г. 19:58

5K

1.5 «Возвратно-поступательные движения в философских измышлизмах»

Ну что, соскучились по «клубничке»? Вот книжка о расстройствах сексуального поведения – любите и жалуйте. Как бы эротический роман (ну…), но в действительности откровения о зависимости, которой, из невозможности избавиться, пытаются найти «оправдание». Почти всем героям хочется пожелать пройти консультацию у хорошего сексолога, ибо от такой жизни есть риск откинуться уже в сорок лет (без шуток, не пытайтесь это повторить, это опасно для жизни).
картинка ShiDa
Понятно, что «реальность» Эммануэль Арсан – это не реальность нашей крохотной планетки. Ибо многое из того, что она описывает, либо проблемно технически, либо травматично. Можно лишь восхититься богатым воображением авторки: какие странные и забавные у нее сексуальные фантазии! Но как самоучитель по сексу «Эммануэль» не работает, а как художественное произведение стоит совсем невысоко. Возможно, раньше «Эммануэль» была неплохим материалом для самоудовлетворения, но нынче, при доступности разнообразной порнографии, смотрится архаично. Можно сравнить с хентай-роликами (из-за обилия неправдоподобностей), но и они выиграют у книжки, ибо в этом жанре даже плохая визуализация лучше тонны слов.

Сюжета в книжке как такового нет. Эммануэль, главная героиня, летит в Бангкок, к мужу. Раньше она была «верной женой», а тут, прям в самолете, изменяет ему с двумя какими-то человеками (жаль, не с тремя, было бы веселее). В Бангкоке она тоже спит с кем попало, а потом знакомится с «теоретиком-философом» Марио, который начинает ее посвящать в «философию страсти».

Первая проблема книги: банальное (да-да), механизированное описание секса, которое фактически не меняется вплоть до последних страниц. Меняются партнеры, ситуации, время суток – но секс описывается одинаково механически, без интересных планов, новых оборотов, и в итоге эротика скатывается к ужасной рутине. То, что было забавно в самом начале (из-за новизны), уже в пятой-шестой главе становится скучным. И ты (о боже мой!) осознаешь, в какую скуку и бессмыслицу можно превратить акт удовольствия. Оргазм становится обязанностью. Новизна (смена партнеров) лишь внешняя, а процесс один и тот же, одни и те же слова, одни и те же примитивные переживания.

Во-вторых, сама «философия страсти». Никакой страсти в этом, понятное дело, нет. Наоборот, это «философия» – о лишении человека страсти. О превращении его в винтик «системы». Секс вкупе со страстью предполагает постоянное развитие – через узнавание партнера, через исследование с ним собственных чувств, через обучение новому, чтобы удивить любимого человека, подарить ему и себе необычные ощущения. По-настоящему чувственность (женщины так точно) раскрывается именно в тесном контакте с объектом страсти. «Философия» книги же отметает все чувственные аспекты секса. «Спи со всеми, кто тебя захочет (шо? со всеми, кто меня захочет???), не вникай в особенности партнера, поскорее меняй одного на другого, иначе привыкнешь, раскрыть свою сексуальность можно лишь при постоянной смене партнеров». Конечно, это отметает и все прелюдии, которые доставляют нам удовольствие при влюбленности: мимолетный взгляд, обещающая (или нет) улыбка, то самое цветаевское «краснеть, едва соприкоснувшись рукавами», предчувствие наслаждения (а именно этого я хочу от эротического романа, без этого сексуальность, в таком-то количестве, становится скучной, пресной). Нет, может, со мной что-то не так, но настолько я привыкла к восприятию сексуальности через призму индивидуальности, что уже не смогу от этого отвыкнуть.

Кроме описанных первого и второго, в «Эммануэль» ничего нет. Наступил эротический момент – и ты думаешь: «Ну давайте уже быстрее, это уже было, мне скучно с вами!» И тут опять начинается бредовая «философия», эффективность которой опровергается однотипными сексуальными сценами. Герои, включая главную, кажутся закомплексованными (иначе на кой им эти оправдания своей деятельности?) Дескать, я не просто так, простите, трахаюсь, а занимаюсь искусством, я развиваю свое «я» – какой глупый самообман! Нет бы сказать: «Ну, нравится мне секс – и что?» Нет, нужно заниматься самоуспокоением. Словно просто любить секс, без привязки к Ницше и прочим Кантам, – ой, как пошло!
картинка ShiDa
…И сейчас я покажусь ужасно асексуальной, но, черт возьми, почему никто в книге не беспокоится о предохранении? Они что, не слышали о беременностях, о разных болячках? Знаете ли, после стольких партнеров (и без предохранения) Эммануэль должна была заработать себе целый букет заболеваний, у нее бы уже давно все болело/чесалось, и она бы много раз уже пожалела, что занималась сексом с кем попало.

Учитывая, что в свое время эту книжку считали «революционной»… но сейчас это слабо, очень слабо. Эротика быстро становится антиэротикой, а от нелепой болтовни хочется разбить себе лоб «фейспалмом». Если и читать, то лишь из исследовательского интереса. Dixi.

Прочитано в рамках игры (о боже мой!) Собери их всех.

Комментарии


Ибо многое из того, что она описывает, либо проблемно технически, либо травматично.

Нет, ну нельзя же так интриговать, Даян)
А что именно там такого?
С моей то способностью получить травму на ровном месте, интересно узнать)

Возможно, раньше «Эммануэль» была неплохим материалом для самоудовлетворения, но нынче, при доступности разнообразной порнографии, смотрится архаично.

Ну, не знаю)
Знаешь, есть винтажные романтики)
Серьёзно. Тоскуешь по строгой и и наивной простоте эротизма.
Например в 19 веке щиколотка женская была верхом блаженства.
Или запястье. Сейчас на это уже внимания не обращают.
А порой сидишь в кафе или в магазине в очереди, и тут.. щиколотка, милая... или даже.. ах! запястье до пульса обнажилось! И женщина мило так улыбается тебе, не понимая, что я уже предельно очарован этим запястьем белым!
Что-то меня понесло..

Раньше она была «верной женой», а тут, прям в самолете, изменяет ему с двумя какими-то человеками (жаль, не с тремя, было бы веселее). В Бангкоке она тоже спит с кем попало, а потом знакомится с «теоретиком-философом» Марио, который начинает ее посвящать в «философию страсти».

Даян, знаешь что я подумал? Это типичная парадигма развития сна, его контролируемой свободы его высшей и самой крылатой стадии, когда только засыпаешь.
И как итог - вот именно этот гуру секса - это и есть душа женщины ( ну, мужчины, не важно. мужчины порой фантазируют столь же забавно и горячо), её высшая свобода, которой она стесняется в жизни.
Момент самопознания, а ещё проще: духовный момент самоудовлетворения.

Оргазм становится обязанностью. Новизна (смена партнеров) лишь внешняя, а процесс один и тот же, одни и те же слова, одни и те же примитивные переживания.

Впервые посмотрел на эту тему экзистенциально)
Ужас замкнутой комнаты, из которого нет выхода и душа бредёт по кругу, касаясь стен.
А это однообразие.. как раз и говорит о замурованности души в однообразии жизни.
Отсюда и однообразные фантазии в сексе.

Наоборот, это «философия» – о лишении человека страсти. О превращении его в винтик «системы». Секс вкупе со страстью предполагает постоянное развитие – через узнавание партнера, через исследование с ним собственных чувств, через обучение новому, чтобы удивить любимого человека, подарить ему и себе необычные ощущения.

Здорово, Даян)
Всё в цель. Даже.. и добавить нечего)
А в механике секса, где участвует словно бы одно тело - столько эгоизма, причём самого грустного, бегство от себя.

По-настоящему чувственность (женщины так точно) раскрывается именно в тесном контакте с объектом страсти.

Всё верно) Но и мужчины тоже.
Если бы я был толерантным, я бы сказал: чувственность приличного человека...
Чёт самому смешно стало)

Нет, может, со мной что-то не так, но настолько я привыкла к восприятию сексуальности через призму индивидуальности, что уже не смогу от этого отвыкнуть.

Даян, с тобой более чем всё нормально)
За Марину отдельное спасибо.
А по сути, да, такой подход к страсти и сексу.. на самом деле в долгой перспективе убивает эту страсть и сушит её, как и секс.
А значит такой роман можно назвать.. антисексуальным.
Он хорошо на малой дистанции в определённые рамки эпохи.
Да и сейчас такое есть.. механичность. Грустно. О душе забывают, о плоти.. души.

Герои, включая главную, кажутся закомплексованными (иначе на кой им эти оправдания своей деятельности?)

А ларчик просто открывался, да?)

И сейчас я покажусь ужасно асексуальной, но, черт возьми, почему никто в книге не беспокоится о предохранении? Они что, не слышали о беременностях, о разных болячках?

Даян, так это же как раз первый атрибут сна: курсив свободы полной)
Что забавно, когда я порой фантазирую... то часто мой полёт души тормозят ( словно бы спрашивая билет не во время), вот такие вещи как предохранение и.. ну, умолчу лучше.

Даяна, спасибо за прекрасный разбор в рецензии)
Лови)

Хорошего и ласкового вечера, Даян)


Нет, ну нельзя же так интриговать, Даян)
А что именно там такого?

Сам прочитай (нет, не нужно). Просто технические моменты. Да и сама готовность героини спать с любым (!) человеком вне зависимости от его привлекательности... ну, такое.

Серьёзно. Тоскуешь по строгой и и наивной простоте эротизма. Например в 19 веке щиколотка женская была верхом блаженства. Или запястье. Сейчас на это уже внимания не обращают.

Я бы лучше это прочитала ;)