Больше рецензий

20 января 2021 г. 17:11

455

4 Сам следи за своей деградацией

Они могут контролировать твой распад, но не могут его предотвратить. Так держись от них подальше, сам следи за своей деградацией, а когда уже не сможешь работать или жить с достоинством, кончай с этим сам. Но как не допустить перехода через ту грань, за которой так быстро очутилась Молли, — если станешь слишком беспомощен, слишком дезориентирован, слишком глуп, чтобы покончить с собой?


Не то чтобы я ставила перед собой задачу прочитать всего Макьюэна или была бы в диком восторге от его творений, но как-то так само собой вышло, что он изначально получил от меня некоторый аванс доверия, благодаря совету моих некогда однокомандников из лайвлибовской игры.

Я скупила большую часть его книг, тогда издававшихся в серии "Интеллектуальный бестселлер", и "Амстердам" - четвертая по счету прочитанная у Макьюэна книга. До этого я успешно осилила Иэн Макьюэн - Искупление , Иэн Макьюэн - Закон о детях , Иэн Макьюэн - Невыносимая любовь , написанных Макьюэном в разные периоды жизни и имеющих разброс в оценках.
Что неизменно - так это симпатия к автору и желание продолжать его читать.

За "Амстердам" Макьюэн получил Букера в 1998 году и не зря, скажу я вам. Впихнуть, казалось бы, невпихуемое в какие-то 176 страниц - это надо уметь. Вообще, для меня отличительной особенностью Макьюэна является как раз-таки ощущение, что читаешь нечто весьма крупнокалиберное, 500+, когда на самом деле редко его книга бывает толще общей тетради.
Столько в них эмоций, движений, вопросов и тем для размышлений и обсуждений, что книги Макьюэна вполне справедливо можно считать одними из самых подходящих для совместных и клубных чтений!

Но вернёмся к "Амстердаму".
Два друга - оба бывшие любовники некой Молли Лейн, о которой сказано мало, но кажется, будто она незримо присутствует в каждой происходящей сцене, встречаются на ее похоронах.

Первый - Вернон Холлидей - главреда умирающей, но честной газеты, в Совете директоров которой состоит муж Молли. Тип скучный, довольно посредственный, эгоистичный, с обостренным чувством собственной значимости. Ему кажется, что он скорее мертв, чем жив, ему не хватает "движухи", в которой он мог бы ожить, преобразиться, стать главным действующим лицом, героем, спасающим газету, страну и, почему бы и нет, весь мир. Разумеется, не гнушаясь средствами, но не признаваясь себе в этом.

Второй - Клайв Линли - такой же олух, на первый взгляд, оказывающийся на самом деле типичным представителем патологической "манички" - мании величия классической. Он получил заказ на сочинений композиции, нескромно причисляет сам себя к великим композиторам, нисколько не стесняясь, самолично ставит себя в один ряд с классиками, но вот незадача - вместо "Симфонии тысячелетия" являет миру жалкий плагиат.

Товарищи абсолютно стоят друг друга. И пока они еще друзья и шокированы тем, как быстро вышла из строя их любовница, как некогда успешная и независимая женщина стремительно превратилась в овощ, неспособный о себе позаботиться, они предпринимают попытку обезопасить себя от такой же участи, заключив соглашение: если кто-то из них станет беспомощным и лишится разума, другой непременно должен убить его.
На радость, в славном "Амстердаме" даже существуют ребята-доктора, которые, в случае чего, оказывают посильную помощь в подобных предприятиях. Не киллеры, не подумайте, нет, невинные хэлперы-эвтаназисты.

И все бы ничего, но тут на долю каждого героя выпадает свое испытание, проверка на вшивость, нелегкий выбор. Вернону предстоит выбрать: пойти против всех, в каком-то смысле предать "чистую совесть" профессионала, опустившись до методов бульварной журналистики, "желтушки", обнародовать частные фото, чтобы погубить человека, зато спасти агонизирующую газету, увеличить тиражи в десятки раз, получить всеобщее признание, возможно, спасти страну от политика с замашками трансвестита. Некоторая вариация на старое-доброе: "Тварь я дрожащая или право имею?"
Клайву: лишиться вдохновения, которого долго искал, упустить тончайшую ниточку, навсегда потерять работу всей своей жизни, возможно, лучшую мелодию из когда-либо написанных, явившуюся ему на Озерах, но ценой чужой жизни? Убраться восвояси, не вмешаться, сделать вид, что ничего не видел (да и что, собственно, он видел? странную стычку между мужчиной и женщиной?)? Так мог и бы и действительно не увидеть - дело случая, и можно успешно убедить себя, что пошел другой тропой и его там как бы и не было вовсе! Подумаешь! Совесть можно успокоить сознанием великой цели, оправдывающей все.

Говорят, что Макьюэн - это проза для интеллектуалов. Скорее - для рефлексирующих. Он постоянно ставит своих героев в неудобное положение, перед непростым выбором, создает им массу проблем различного характера, приглашая нас посмотреть, как те будут извиваться и выкручиваться. Задает массу вопросов себе и читателям. Знает ли он сам истину? Уверен ли в ней? Непоколебим?

Роман обязательно понравится всем, у кого, как и у Макьюэна, накопилось много вопросов к себе, человечеству и этому миру.

Отдельно стоит отметить великолепный перевод Виктора Голышева: словом здесь можно будет наслаждаться, не сомневайтесь!

Комментарии


Ну ладно, уговорила))))


Но-но-но, еще даже не начинала)))) Пока что я по-прежнему считаю, что самая лучшая книга у него - "Искупление".