Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

18 января 2021 г. 07:31

987

4 «Люблю тебя. Но что тебе за дело?»

Якобы детективная, но скорее драматичная история пожилой любви-нелюбви. Все печально, даже депрессивно. Показывают тебе, кажется, обеспеченных людей, живут они замечательно, о них заботятся по высшему разряду – благополучная старость! Но старость – это и беспомощность, и страх смерти, и желание смерти (ибо тяжело так жить), и груз прошлых ошибок без возможности хоть что-то исправить. Остается бесконечно пережевывать впечатления сорокалетней давности, жалеть о неправильных словах, глупейших поступках. И ужаснейшее одиночество.
картинка ShiDa
Мишель Эрбуаз размышляет о самоубийстве. В свои семьдесят пять он обосновался в пансионе для богатых стариков. Раньше был писателем, но потом понял, что денег это не принесет – и забросил дело своей жизни. Зато разбогател, построив бизнес. Единственный сын его умер, внука он в глаза не видел, тот живет в Аргентине и почти не пишет. Любимая жена ушла, устав от его измен. Полное жизненное поражение, как сам об этом говорит Эрбуаз. В пансионе близких нет (и быть не может), он не знает, чем себя занять и от тоски решает покончить с собой. Только оттягивает этот важный момент.

И, может, он бы действительно так закончил жизнь, если бы не отвлек его приезд новых постояльцев – супругов Рувр. Старик Рувр нуждается в постоянном уходе. Его жена, Люсиль, моложе и еще хорошо себя чувствует, и ей в тягость больной муж (к тому же, нелюбимый). Неожиданно для себя главный герой увлекается ею. Но когда странным образом умирают неудобные Люсиль люди, он начинает подозревать: что же скрывается за этими красивейшими глазами?

Как бы ни был логичен главный герой, сочувствовать ему не очень-то хочется. Он эгоистичен, больше играет чувствами несчастной женщины (как раньше он это делал со своей женой), и в итоге жалко именно Люсиль, и пусть Буало и Нарсежак всю книгу рисуют ее этакой «леди Макбет французской провинции», сильнейшей героиней Лескова, которая во имя любви готова пойти на преступление. Люсиль искренне любит, это ее последняя любовь, очень яркая, и она действительно очень несчастна. Эрбуаз подозревает ее, но никаких доказательств, что Люсиль пошла на убийство, у него нет. Никаких. Ничего, кроме размышлений, которые можно на раз разбить. «Логично» – тут это не работает. Этим «Алая карта» похожа на «Моя кузина Рейчел», в которой ты тоже не можешь понять, виновна Рейчел или нет. Тут писатели все-таки ответят на главный вопрос («виновна или невиновна»), но это не так важно. Ибо это – не детектив.

Книга все же о переживаниях старости, о невозможности переменить свою жизнь, если уже сложились привычки, о гибели любви – в столкновении с сомнениями. Читая записки главного героя, понимаешь, отчего его личная жизнь не сложилась. И просто больно читать о неизбежной дряхлости, убивают размышления а-ля: «Эх, вот бы хоть на день снова стать тридцатилетним!» Во время чтения я ловила себя на мысли, что мне страшно от старости, настолько дотошно все расписано. «Боже, я не хочу постареть, лучше умереть до пенсии!» – вот, что осталось со мной после чтения этой книжки.
картинка ShiDa
Как итог: книга хорошая, достаточно драматичная, но способна вогнать в тоску особо чувствительного человека. Читать с осторожностью и не в депрессии (и не на пороге «четвертого возраста», как тут говорят). Dixi.

Прочитано в рамках игры Собери их всех.

Комментарии


А кстати, Даян, редкая тема в искусстве: любовь стариков.
Если честно, не помню, чтобы эта тема звучала яркой и мировой нотой.
А ведь там такие бездны..
И почему нам так скучен Рай Данте? Почему его Ад так прелестен? Прелестны страсти и бездны?
От них порой устаёшь...
Вот бы написать чудный роман, где нет битья посуды и все счастливы.. и написать это так, чтобы не было скучно. Ох, сложно!
Не понимаю я этого писателя, который перестал писать, потому что это не принесёт доход.
Для меня.. это как отказаться от любимой или воздуха: мол, они не принесут доход.
Знаешь на что это похоже? Вот встретил любимого человека.. не в кругу интеллектуалов и т.д., а где-то в деревне, в простом маленьком городе. Она простая девушка, общается не с Сартром или Климтом, а.. садом у себя под окном и с коровками.
И что? Её нельзя любить? Доход и город? Его огни заманчивые? Да гори они огнём! ( забавно вышло)).
В деревне бы остался, с коровками и с ней.

Полное жизненное поражение, как сам об этом говорит Эрбуаз.

Н-да.. тяжело порой с утра читать рецензии)
Прочитал как - арбуз.
Типа арбуз, это некий чеховский образ абсурда грустного ( ну, типа его рениксы).
Теперь если у меня будет грустно на душе и меня спросят, как моё настроение, я, махнув рукой, тихо скажу: да так.. арбуз.

как раньше он это делал со всей женой),

Забавная очепятка))
Прям со всей?)

рисуют ее этакой «леди Макбет французской провинции», сильнейшей героиней Лескова, которая во имя любви готова пойти на преступление.

Здорово ты)
А ведь и правда, сильнейшая героиня Лескова.
Помню твою рецензию и контры с ней лёгие)

Боже, я не хочу постареть, лучше умереть до пенсии!» – вот, что осталось со мной после чтения этой книжки.

Вот бы такую аннотацию на обложке книги написать))
Ну, знаешь, бывает пишут на тыльной стороне обложки отзывы писателей и редакций.
И была бы твоя: Д. Р., писательница....

Спасибо за прекрасную рецензию, Даяна)
Отличного и чуточку снежного дня тебе)


И почему нам так скучен Рай Данте? Почему его Ад так прелестен?

Потому что Рай - это пустота, а Ад - наполненность ;)

Вот бы написать чудный роман, где нет битья посуды и все счастливы.. и написать это так, чтобы не было скучно. Ох, сложно!

Это невозможно. Никто в это не поверит. На кой писать роман, в который никто не поверит, даже сам писатель? ;)

Не понимаю я этого писателя, который перестал писать, потому что это не принесёт доход.
Для меня.. это как отказаться от любимой или воздуха: мол, они не принесут доход.

Кушать-то хочется )) Я, скажем, без проблем отказываюсь от многих удобств, чтобы иметь нужные часы на развитие и творчество. Но не все на это готовы. Это можно трактовать двояко: либо я такая самоотверженная (ха-ха), либо идиотка, которая отказывает себе в нормальной жизни. Понимаю тех, кто хочет благополучия здесь и сейчас. Правильного решения все равно нет и быть не может.

Теперь если у меня будет грустно на душе и меня спросят, как моё настроение, я, махнув рукой, тихо скажу: да так.. арбуз.

Спасибо, посмеялась ;) Сама всю книгу читала фамилию как "арбуз".

Забавная очепятка))
Прям со всей?)

Ага, Фрейд расплакался. Что только не покажется в семь утра! ;)

Ну, знаешь, бывает пишут на тыльной стороне обложки отзывы писателей и редакций.

А я это считаю некоторой пошлостью - эти субъективные надписи на обложках. Если это из рецензии какой-то газеты - еще более-менее, но вот эти писательские рекомендации... ну это же реально, чтобы продать побольше. Может, и неискренние слова, а купленные. На сайте-то я своим мнением точно не торгую. Не люблю такое ;((


Про рай и ад, интересно)
Даян... я думаю, что можно попытаться написать роман... о возвращённом, мильтоновском рае семейного счастья.
И это будет не скучно.
Я в это верю и даже черты общего сюжета есть в голове)
Таланта, нету..

Не идиотка ты, перестань)
Ты очень талантливая.
А писатель вообще... подвижник.
Во многом, аскет. Многим жертвует ради творчества.
Ты молодец.
Но ты права... тоже можно понять тех, кто... устал?
Рембо. Он устал? Перестал писать, когда многие только начинают и уехал в Африку... жить, а не писать о жизни.
Тоже, вариант.
Были исключения, когда поэтам удавалось жить так, как они писали: Перси Шелли, Есенин...
Хотя для них это грустно закончилось.


Спасибо за рецензию! Даже взгрустнулось немного...
Я вот хочу у этих авторов "Брат Иуда" прочитать, правда, не знаю, когда доберусь. Ну а "Алую карту" задвину подальше - не люблю такую тематику.


Спасибо за внимание ;)