Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 января 2021 г. 17:37

2K

4.5 Власть большинства, или Планета носорогов

Вот какое дело, товарищи. Однажды вы просыпаетесь и обнаруживаете, что вас окружают носороги. Ваши близкие, знакомые и коллеги сменили человеческий облик на шкуру этих диких животных. С чего же всё началось?
Появление носорога в одном провинциальном городе резко вывело его жителей из зоны комфорта. Вокруг происхождения и внешнего вида животного разгораются споры. Прибыл ли незваный гость из Африки или из Азии, и сколько у него рогов?
Количество носорогов в небольшом городе начинает расти по экспоненте. Быть может, люди оказались под властью могущественных чар злого волшебника? Или причина мутаций в эпидемии невероятно редкой болезни? Всё оказалось значительно прозаичнее. Одни по доброй воле преобразуются в толстокожих представителей фауны, другие начинают всерьёз подумывать о переходе.

Почему носороги, а не бабочки или рыбки?
Толстая кожа подразумевает, что у них органически крайне низкая способность чувствовать других. По аналогии, тем, кто пытается остаться людьми, на сопереживание обращённых носорогов рассчитывать не приходится. Лично я, окажись на месте сохранивших человеческий облик горожан, больше всего опасалась бы носорогов-неофитов. Они могут проявлять особенный пыл, чтобы подтвердить свою принадлежность к группе носорогов, намного превосходя в этом тех, кто уже давно, так сказать, оносорожился.
Новообращённые животные склонны из кожи вон лезть, чтобы доказать свою непоколебимую верность носорожьему миропорядку. Иными словами, стараться быть «большими католиками, чем сам Папа». Ну или, как говорят французы, « être plus royaliste que le roi » (быть большими роялистами, чем сам король).
Поражает та быстрота, с какой пополняется стан носорогов, разумеется, за счёт представителей человеческого рода. Сегодня носороги формируют активное меньшинство, а завтра они уже повсюду. Единицам, сохранившим человечность, в прямом и переносном смыслах, остаётся только бессильно наблюдать…
Бросаются в глаза значения имён некоторых действующих лиц. Папийон - бабочка, Дэйзи — маргаритка. В этом можно разглядеть намёк на их слабость перед мощными носорогами.

Несмотря на тревожную кафкианскую аллегорию, текст Ионексо наполнен ироничностью и парадоксами (например, про кошек и Сократа). Очевидна колоссальная ирония, с которой прописаны образы двух ключевых персонажей. С одной стороны, аккуратный и тщательно одетый Жан, изображающий из себя чистоплюя и эстета. С другой, немного неотёсанный и производящий «общее впечатление неряшливости» Беранже.
Именно Беранже, этот любитель пропустить стаканчик, примет в финале решение плыть против течения, тогда как Жан благополучно пополнит ряды носорогов.
Можно допустить, что силы сопротивляться Беранже даёт влюблённость. Также героя отличает безразличие к его рутинной работе и отсутствие каких-либо амбиций. Возможно, эти качества помогают Беранже противостоять властному очарованию носорогов. Как бы там ни было, его внутренняя борьба кажется довольно убедительной на фоне абсурда вокруг.

Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!

Но знаете, какого персонажа в пьесе не хватило лично мне? Яркого героя, который, достигнув большевистского дзэна времён Первой мировой, желает поражения обоим противоборствующим лагерям - человеческому и носорожьему.

В пьесе имеет место случай, когда большинство диктует критерии «нормы». А, как учит пословица, когда находишься в Риме, поступай, как поступают римляне.
Намного легче быть с большинством и осуждать меньшинство. В этой довольно очевидной максиме, на мой взгляд, заключается центральная идея «Носорога». Вначале общественное мнение всячески критикует залётного носорога (который ни в чём не провинился), но когда в городе начинают численно преобладать носороги - настроение в массах меняется, они начинают осуждать тех немногих, кто почему-то не хочет обращаться в животное и упрямо держится за свой человеческий облик.

Едва ли возможно определить, где проходит точка бифуркации между двумя системами миропорядка, которые, на первый взгляд, кажутся такими разными. Когда нормальный и аномальный полюса поменялись местами? Не исключено, что уже с появлением первого носорога судьба города была предрешена.
Недаром пьеса в русском переводе называется «Носорог» в единственном числе. Правда, Беранже отмечает, что носороги, вопреки предположениям, оказались стадными животными.

Целое стадо носорогов! А говорили, будто это животное-одиночка! Неверно! Ошибочное представление — придется от него отказаться. Вот они, все скамейки на бульваре своротили.

Так или иначе, власть носорогов набирает обороты.

В качестве аргумента в пользу версии о первом носороге как определяющем факторе обратимся к буддистской притче об одном незадачливом монахе.

Молодой монах направляется в обитель. Приближается ночь. По дороге монах замечает дом одной вдовы и решает там передохнуть. Вдова запирает его и предъявляет ультиматум: «Я не освобожу тебя, пока ты не проведёшь со мной ночь, не вкусишь вина или не убьёшь мою козочку». Растерянный юноша крепко задумался. Приняв целибат, он не может быть с женщиной. Обет трезвости запрещает ему пить. Естественно, ему категорически нельзя покушаться на жизнь живого существа... Делать нечего, нужно выбирать. После долгих колебаний он решает, что выпить вина будет, пожалуй, наименьшим из этих прегрешений. Монах выпивает вино, потом проводит ночь с женщиной, а наутро убивает козочку.

Комментарии?
Представитель Минздрава напомнил бы о вреде чрезмерного употребления алкогольных напитков.
Мизогинист посетовал бы, что, как всегда, все беды от баб.
Человек, стоящий на позициях солипсизма, сказал бы, что нет ни женщины, ни дома, ни козы. Они существуют исключительно в голове молодого инока, до тех пор, пока он хочет в них верить.
Экзистенциалист, вероятно, вспомнил бы о сущности (по Сартру, существование предшествует сущности), которая обычно зарождается в момент рискованных для жизни пограничных выборов. Если я ничего не путаю, философия экзистенциализма подразумевает, что личность становится полноценной экзистенциальной сущностью только после смерти.
Не вино и не соблазнительная вдовушка, а монах и только он сам ответственен за свои решения. Затерянная и ищущая смысла душа делает выбор и приближается к тому, чтобы обрести сущность. Камю мог бы увидеть в поступках монаха бунт против Бога и монотонности существования.
Однако мы чересчур увлеклись поиском трактовок. Предлагайте свои варианты, если есть идеи (я-то в этом не сильна).

В заключение поставим следующий вопрос: «Так ли это проблематично - стать носорогом?». Почему бы единицам, цепляющимся за свою человечность, не совершить превращение и не слиться с преобладающей массой? Так они покончат с проблемой выбора. Эта мысль соблазняет Дэйзи и мучает Беранже...
Жаль только, что у носорогов, вероятно, отсутствует чувство юмора, и они лишены приятных воспоминаний и возможности делиться ими друг с другом.

картинка nika_8
Фото: Ronald Gijezen / Unsplash

Я была уже готова опубликовать рецензию, когда меня неожиданно посетила другая мысль (дисклеймер – не воспринимайте нижесказанное серьёзно).
А что если всё не так? Нет никаких носорогов, а есть группа людей, которую пытаются таким образом стигматизировать? Уподобить людей животным, крушащим всё на своём пути и издающим пугающий рёв, – эффективный и проверенный временем способ низвести их до положения парий, от которых следует в ужасе отскакивать каждому здравомыслящему члену общества.

Zhenya_1981 , Женя, спасибо за интересную наводку!

Комментарии


стараться быть «большими католиками, чем сам Папа». Ну или, как говорят французы « être plus royaliste que le roi » (быть большими роялистами, чем сам король).

Классно ты подметила про чрезмерный пыл неофитов )) Кстати, не знаешь откуда пошла французская поговорка?

Яркого героя, который, достигнув большевистского дзэна времён Первой мировой, желает поражения обоим противоборствующим лагерям

А я сначала прочитала "буддийский дзэн", потом поняла, что это о временах первой мировой ))

Жаль только, что у носорогов, вероятно, отсутствует чувство юмора, и они лишены приятных воспоминаний и возможности делиться ими друг с другом.

Ну да, носороги (хотя необязательно быть носорогом, чтобы не иметь чувство юмора) не поняли бы, зачем ты добавила "вероятно отсутствует")
Спасибо, Ника! Отличная рецензия :)


не поняли бы, зачем ты добавила "вероятно отсутствует")

Кто их знает))

Кстати, не знаешь откуда пошла французская поговорка?

В смысле есть ли у неё автор? Даже не знаю... Вроде во времена французской революции так говорили о графе д'Артуа, младшем брате Людовика XVI. Он отличался крайне консервативными позициями по поводу монархии, тогда как король допускал компромисс.

А я сначала прочитала "буддийский дзэн",

:)

Спасибо большущее за внимание, Кристин!) Всегда рада тебя слышать :)


Вроде во времена французской революции так говорили о графе д'Артуа, младшем брате Людовика XVI.

Спасибо за разъяснения, Ника ))


Предлагайте свои варианты, если есть идеи (я-то в этом не сильна).

Ты-то не сильна? ;) Классные трактовки предложила, добавить нечего... Иногда говорят, что стоит застегнуть одну пуговицу неправильно, и все остальные будут застегнуты неправильно
Мне кажется, сюда это подходит)
p.s. Притча классная)


Иногда говорят, что стоит застегнуть одну пуговицу неправильно, и все остальные будут застегнуты неправильно

Точно) Ещё приходит на ум "коготок увяз, всей птичке пропасть".
Спасибо за добрые слова, Кристин)


Однажды вы просыпаетесь и обнаруживаете, что вас окружают носороги.

Кафкой пахнуло, но тотальным)
А название прикольное у рецензии, Ник. Так мог бы называться телеканал про животных: Планета носорогов...
Представляешь, канал, посвящённый одним носорогам...
Только носороги остались из всех животных на земле и о них канал.. ох.

Всё оказалось значительно прозаичнее. Одни по доброй воле преобразуются в толстокожих представителей фауны, другие начинают всерьёз подумывать о переходе.

У Андрея Платонова есть мрачный рассказ, от которого Горький пришёл в ужас и отсоветовал печатать его: Мусорный ветер.
Так там нечто вроде этого: люди стали превращаться.. чёрт знает в кого. И что самое страшное - не замечали этого: у одних шерсть росла внутрь, у других - наружу.
С носорогами как то проще: вот бегает носорог и почти всё понятно)

Почему носороги, а не бабочки или рыбки?

А прелестный штрих у тебя, Ник)
Как думаешь, если бы Набоков псиал эту пьесу, в кого бы там все превратились?))

Лично я, окажись на месте сохранивших человеческий облик горожан, больше всего опасалась бы носорогов-неофитов

А вот это очень тонко, Никуш.
Здорово перекинула мостик из средних веков и не только средних.. вот сюда.
Такие неофиты и правда "жилы рвут" и.. человек как-то рвётся в них незаметно. И в них и вокруг них.

оносорожился.

Просто отдельное филологически-эстетическое спасибо)

Новообращённые животные склонны из кожи вон лезть, чтобы доказать свою непоколебимую верность носорожьему миропорядку.

Забавно, нам с тобой пришла одна и та же мысль про кожу, только у меня про жилы)

Можно допустить, что силы сопротивляться Беранже даёт влюблённость. Также героя отличает безразличие к его рутинной работе и отсутствие каких-либо амбиций. Возможно, эти качества помогают Беранже противостоять властному очарованию носорогов.

А хороший вариант с влюблённостью, Ник.
Я ещё подумал, что эта его страсть к стаканчику и какой-то нереализованностью в жизни и пустотой в душе, не пустотой души, а пустоты, как раны, не даёт ему быть как все: он чуточку вне всего и даже себя.
Общая неряшливость и иррациональность жизни ( а влюблённость тоже иррациональна), не даёт затвердеть душе.

Яркого героя, который, достигнув большевистского дзэна времён Первой мировой, желает поражения обоим противоборствующим лагерям - человеческому и носорожьему.

Тоже очень понравилась твоя мысль.
Эдакий.. Меркуцио?) Чума, чума на оба ваших дома!
Люблю этого персонажа у Шекспира)

Вначале общественное мнение всячески критикует залётного носорога (который ни в чём не провинился), но когда в городе начинают численно преобладать носороги - настроение в массах меняется, они начинают осуждать тех немногих, кто почему-то не хочет обращаться в животное и упрямо держится за свой человеческий облик.

Вечная тема.
Ник, мне сейчас в голову пришла забавная мысль.. что это вовсе не общественное мнение: это как некое течение в жизни, её безумном ландшафте, бесчеловечном и холодном: просто люди стоят в нём и пропускают его через себя, и оно как бы мыслит ими и несёт по течению.
А люди искренне думают что это их мысли, свобода, толерантность...

Едва ли возможно определить, где проходит точка бифуркации

Ну вот, новые словечки от Ники)

Не исключено, что уже с появлением первого носорога судьба города была предрешена.

Ник, боюсь, что с появлением первого города всё было предрешено, в том числе и для носорогов)
Грубо говоря, город ведь тоже... вторгся в живую природу и нарушил её законы.

Однако мы чересчур увлеклись поиском трактовок. Предлагайте свои варианты, если есть идеи (я-то в этом не сильна).

Ника, позволь мне встать, поаплодировать тебе ( чуть чай не разлил), подойти к тебе и подарить цветы) ( только не спрашивай что я за идиот такой, который садится пить чай с цветами и читать твою рецензию))
Очень понравились твои версии. Мягко говоря)
Ты часто удивляешь, но тут прям дивно удивила))
Какие версии? 1) Гоголь жил в прошлой жизни в Японии и не был ли тем иноком? Больно на Вия похоже)
2) Инок переборщил с созерцанием жизни и не жил её вполне и жизнь мстила за себя.
Фактически, образ носорога и рога - это фаллический символ подавленной природы, которая прорвала человеческую плоть.
3) Уж не отшельник ли где-то в пустыне древней Александрии заснул, питаясь акридами и искушаемый дьяволом и видениями нагих женщин и приснился себе иноком в далёкой и спасительной Японии?
Просто похоже на мрачный обряд с жертвоприношением козла отпущения и вином причастия.
4) Тут хочется подтырить одну версию у Ники
5) Сильно хочется что-то подтырить и не не один вариант)

В конце тоже у тебя чудесный вариант про стигматизацию)
Никуш, просто большущее спасибо за рецензию!
С удовольствием прочитал)
Чудесного вечера, Никуш, без вина но с другими милыми напитками)


С носорогами как то проще: вот бегает носорог и почти всё понятно)

Не говори, носороги - это ещё далеко не самый плохой вариант)

Как думаешь, если бы Набоков псиал эту пьесу, в кого бы там все превратились?))

Может, в гусеницу?))

Эдакий.. Меркуцио?) Чума, чума на оба ваших дома!

Саш, ну вот именно эта вечная строчка крутилась у меня в голове, когда я писала то предложение :)

Ника, позволь мне встать, поаплодировать тебе ( чуть чай не разлил), подойти к тебе и подарить цветы)

Искреннее спасибо вам, Александр (не вгоняй меня в краску :) )

Фактически, образ носорога и рога - это фаллический символ подавленной природы, которая прорвала человеческую плоть.

Да... и фото носорога нам ненавязчиво напоминает о фаллических символах, кхе-кхе :)

чудесный вариант про стигматизацию)

На самом деле читала биографию Жана Кальвина, и там говорится, что неугодных ему людей Кальвин (не только он, тогда, в XVI веке, это было привычным делом) сравнивал с разными животными (собаками, свиньями)... Это навело меня на мысль о стигматизации.

Огромное спасибо за прелестный комментарий, Сашуль!
Отдельная благодарность за предложенные варианты, они все классные (про Гоголя вообще суперский :) )
И спасибо за акриды, я слышала выражение "питаться акридами", но только сейчас поняла, что оно означает. Приятно узнавать что-то новое)


Может, в гусеницу?))

Никуш, вот это мне и нравится в тебе ( среди прочего!!).
Ты мыслишь оригинально) Большинство бы ответило - бабочка. Знаешь же этих гусениц с рогом? Эдакие спелёнутые и ползающие носорожики)

На самом деле читала биографию Жана Кальвина,

Всегда интересно узнавать от тебя такие моменты)

Никуш, ещё раз спасибо тебе за чудесную рецензию!
( ещё раз с удовольствием прошёлся по лесенке твоих вариантов в рецензии).
Прекрасного и уютного дня!)


Ник, боюсь, что с появлением первого города всё было предрешено, в том числе и для носорогов)

Хорошая мысль, Саш. Что-то похожее (но не такое глубокое) крутилось и у меня в голове... поэтому подумала, что можно написать планета носорогов, хотя в пьесе речь идёт только о городе)


Спасибо тебе, Ника. :)
Рад, что понравилось.

Комментарии?

Да, пожалуй. Это притча о целостности мира и неделимости его на отдельные компоненты. Любовь? Коза? Вино?Всё в жизни переплетено. Сначала ты опьянён любовью, а со временем хочешь уже убить эту козу. Но бывает и наоборот: любовь к козе приводит к пьянству.
Интересно про значение имён. Не знал


Тебе большое спасибо, Женя! Должна констатировать - у тебя отлично получается советовать стоящие произведения :)

Это притча о целостности мира и неделимости его на отдельные компоненты

Глубоко ты погрузился) После первого чтения можно и не разобраться, но потом понимаешь мудрость такой сводящей всё воедино интерпретации... Спасибо))


... а козу в этой истории всё-таки жалко)


Выпьем за козу!


силы сопротивляться Беранже даёт влюблённость

А на мой взгляд им движет страх. Он вообще не особо-то способен к переменам, не может перестать пить, например, поэтому и скрывается дома в ужасе перед неизвестным.И потом, под конец, он ведь хотел стать носорогом, но не смог, пришлось так и стоять на своей позиции - "я не такой,потому что так хочу, а не потому что не могу"


А на мой взгляд им движет страх.

Думаю, им мог двигать целый клубок эмоций. Можно бояться и испытывать влюблённость. Даже конформисты совершают нонконформистские поступки под влиянием сильного импульса)
И потом, я отметила отсутствие у него амбиций и прочее, как возможные факторы. При этом мне кажется, что в такой лаконичной пьесе (хотя "Король умирает", другая пьеса Ионеско, ещё лаконичнее) романтические чувства всё же неслучайно упоминаются.

вообще не особо-то способен к переменам

Да, мне не показалось, что Беранже отличает способность к значительным переменам) Но это, по-моему, вообще относительно редкое и требующее времени качество)