Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

14 января 2021 г. 00:15

172

4 Старые вопросы

Юбилейный оммаж «Возвращение Темного Рыцаря. Последний крестовый поход» Брайана Аззарелло культовой арке Фрэнка Миллера полностью выглядит на свой жанр. Аззарелло старательно переносит темы Миллера в сценарий – история буквально начинается с вопроса, могут ли дети быть супергероями и насколько Бэтмен имеет право эксплуатировать ребенка в своем крестовом походе. Сам же Брюс теряет хватку, время от времени ворчит на себя и окружающих. В красочных сценах боя Аззарелло работает на узнавание мотивов тридцатилетней давности, показывая, как Бэтмен не хочет смириться со своей смертностью.

Но что же во всей этой нарочитой игре не так? Конечно, сингл – комикс XXI века. И дело не только в том, что рисунок Джона Ромиты-младшего Питер Штайгервальд переводит в цифровой формат. Изменился читатель. Его уже не заинтересуешь размеренным ритмом панелек с большим количеством текста. Телевизионные репортажи остаются здесь отголоском «греческого хора» Миллера, но уже не имеют той власти над событиями. И хотя действие разворачивается накануне ухода Бэтмена, предшествовавшего его возвращению, падению и воскрешению, создается полное ощущение, что мир сильно изменился, а Брюс просто переродился.

Кроме супергероя, Аззарелло дает читателю возможность еще раз пережить одну из самых болезненных трагедий цикла – смерть Джейсона, второго Робина. Повествование обрывается ровно на том месте, о котором всем хорошо известно, отчего финал звучит надрывно и жестоко. А внутри в очередной раз поднимается тема той грани, когда насилие переходит в наслаждение. И есть ли вина наставника в том, что Робин перенял жажду приключений, строптивость, безрассудство, невозможность оставаться в стороне, когда совершается преступление. И этим воспользовался Джокер, чтобы нанести сокрушающий удар по своему врагу.

Художник в комиксе много работает с крупным планом. Ромита-младший позволяет разглядеть малейшие изменения мимики, насладиться портретами персонажей. Боевые сцены выполнены с кинематографической непосредственностью, где акробатические трюки сменяются лобовыми столкновениями. Красочность цифровой акварели оттеняет плотную авторскую штриховку, создающую ощущение измотанности, болезненной усталости многих персонажей, их реалистическую осязаемость.

Необычен подход к Джокеру. Его авторы представляют в начале как обезумевшего окровавленного монстра, который в Аркхэме превращается в умного и жестокого стилягу-манипулятора. Несмотря на демонический канонический облик, Джокер предстает человеком, с холодной торжественностью следующего своей разрушительной миссии. Насыщенный жизненными токами импульсивный Бэтмен, который не признает собственных ошибок, в этой схватке умов непременно должен проиграть.

В этой истории вроде бы преподносится очередной урок ответственности за свои слова и поступки. Но непреодолима сила роковой предначертанности, сложившаяся в готэмской саге за десятилетия. С одной стороны, всё решает личностный выбор. Но у этих героев выбора уже нет.