Больше рецензий

13 января 2021 г. 20:59

970

3 Пилите, Маргарет, пилите, они золотые!

Автобиография Пенелопы, рассказанная посмертно, прямиком из царства Аида.

Попытка оказалась скучной и неинтересной. Большей частью оттого, что аргументация слишком лобовая, с уловками и манипуляциями: если мать, то отвергающая; если отец, то ненадёжный; если сестра (двоюродная, Елена), то самовлюблённая; если свекровь, то деспотичная; если муж, то неверный враль и т. п. В общем, получился очередной неоригинальный визит известного персонажа к психотерапевту.

А вот что действительно интересно – это линия служанок. Да, Этвуд вновь оседлала своего любимого конька, и ей удалось выехать на нём в более-менее занимательные ландшафты.

Речь идёт о тех двенадцати служанках, которых Одиссей обвинил в предательстве и связи с женихами. Сначала он заставил их отмывать дворец от крови, а потом повесил. Служанки выступают в тексте в качестве хора, и их версии событий - самые интересные.

Служанки мы.
Ты нас убил
несправедливо.

Мы босиком
в петлях плясали
ни за что ни про что.

С каждой богиней,
царицей и девкой
тешился ты
без разбору.

Меньше стократ
мы совершили —
а ты осудил нас.

Властвовал ты
грозным копьем,
словом хозяйским.

Любовников кровь
мы оттирали
с пола и лавок,

с дверей, со ступеней,
на коленях в воде;
ты стоял и глазел

на ноги наши босые;
ни за что ни про что
тешился нашим страхом,

пил его с наслажденьем.
Рукою взмахнул —
и любовался

нашей последней пляской.
Ни за что ни про что
на смерть осудил нас.

Играя с формами и жанрами, Этвуд через образы служанок трактует известную историю на новый лад. Служанки выступают то близкими соратницами Пенелопы, они умышленно вступают в связь с женихами, чтобы держать хозяйку в курсе их замыслов, или, напротив, молчаливыми свидетельницами неверности Пенелопы, которая возводит напраслину на служанок и таким образом заметает следы своих измен, или есть любопытная академическая версия о том, что служанки - это жрицы матриархального культа богини Артемиды.

В итоге, получилась не история Пенелопы, которая хоть и страдала, но имела более привилегированное положение, получилась история безымянных и бесправных, которые с малолетства всегда были чьей-то собственностью, которых оскорбляли, насиловали, подставляли и убивали.

И правда, читая «Одиссею», я как-то совсем не отметила для себя участь служанок. Но безмолвные обрели голоса, и реноме главных героев ощутимо подпорчено, теперь никакими байками о верности или тоске по дому не отмоешься. И очень символично, что в конце служанки превращаются в двенадцать Эриний, которые вечно будут преследовать Одиссея.

Идите за ним по пятам на земле, и в Аиде, и где бы он ни пытался укрыться — в песнях и драмах, в фолиантах и диссертациях, в примечаниях и приложениях! Являйтесь ему в нашем обличье, в обличье наших истерзанных трупов! И пусть он нигде не найдёт покоя!